22 ноября
Загрузить еще

Борьба с вандализмом - сломанные руки, публичная порка или премии "стукачам"

Борьба с вандализмом - сломанные руки, публичная порка или премии
Фото: Фото: Соцсети

Лопнуло терпение

На днях гневным постом в Фейсбуке градоначальник Днепра Борис Филатов разразился после того, как в центре рекламой наркотиков обрисовали памятник почетному гражданину города – Александру Полю. Ранее от рук злодеев с баллончиками красок "страдали" и стелы, и другие памятники.

Еще свежа в памяти горожан история так называемого "печника", который повсюду - на фасадах жилых домов и коммунальных учреждений - оставлял след, рисуя из баллончика свой мобильный номер. Его таки изловили и заставили закрасить все, что "испачкал". 

Впрочем, в этот раз чаша терпения у мэра переполнилась, и Филатов "учредил" премию за поимку "художника". 

- Для начала объявляется премия любому, кто даст достоверную информацию, позволяющую задержать этого подонка. 100 000 гривен за его имя, - написал городской голова. - Если при опознании и задержании у него окажется сломана рука (лучше обе), тогда выплачиваю 200 000. Из мэрского фонда.

На такие радикальные меры мэр города пошел, возможно, считая, что законного наказания в виде 850 гривен штрафа или трех лет лишения свободы (что случается крайне редко) – недостаточно. Да и в других странах за такие деяния наказывают куда жестче. Возможно, Днепру, да и всей Украине стоит перенять мировой опыт?

Огромные штрафы, тюрьма и палки

Например, в том же Сингапуре, чьим государственным устройством мы постоянно восхищаемся, вандализм стоит в одном ряду с грабежом, изнасилованием, нарушением визового режима и попыткой госпереворота. За него не только могут посадить в тюрьму, но еще и публично избить палками (от трех до восьми ударов), а штраф составляет 1500 долларов. Не 850 украинских гривен, правда?

Хотя по сравнению со штрафом за порчу Колизея в Риме сингапурские полторы тысячи долларов покажутся "цветочками". В 2014 году россиянина, нацарапавшего на кирпичной стене амфитеатра букву "К", приговорили к 4 месяцам тюрьмы условно и выплате 20 000 евро (!) компенсации за нанесенный ущерб.

В Германии, в земле Бранденбург, также не прочь устроить публичную порку тем, кто осквернил памятники советским воинам, освобождавшим Германию от фашизма. Местный начальник принес свои извинения России и обещал вандалов немедленно поймать и прилюдно наказать, чтоб другим неповадно было.

Специалисты до сих пор спорят, считать ли граффити актом вандализма, ведь в какой-то мере это тоже искусство. Однако одно дело, когда картинку рисуют с ведома властей и в условленном месте, и совсем другое, когда обмалевывают разного рода надписями памятники архитектуры и коммунальную собственность. Как отмечавшие на достопримечательностях Лондона, Мадрида, Парижа, Франкфурта, Гамбурга свой путь краской из баллончиков американцы Джим Клей Харпер и Даниэла Бремнер (артистические псевдонимы "Эфира" и "Дани"). По возвращению они были задержаны в аэропорту Чикаго.

Даниэла известна как одна из самых активных граффитчиков США. Ущерб от ее настенных росписей только в Нью-Йорке оценивается в десятки тысяч долларов. Граффитчики провели год за решеткой, но не раскаялись. Снова отправились путешествовать, в 2016 году Дани за свои художества опять отправился в тюрьму, на сей раз аж в Мельбурне.

Вспоминая "теорию разбитых окон"

Наказание за граффити ужесточили и власти Абу-Даби (ОАЭ). Уличные художники по новому закону могут быть приговорены к году тюрьмы и штрафу 10 тысяч дирхамов (3 тысячи долларов). Родители несовершеннолетних будут оплачивать ремонт испорченного общественного имущества и подпишут обязательство усилить контроль за детьми.

Приводя примеры борьбы с вандализмом в разных странах, нельзя не упомянуть об экс-мэре Нью-Йорка Рудольфе Джулиани. Возглавив город в 1994-м, он совместно с новым комиссаром нью-йоркской полиции Уильямом Браттоном объявил борьбу с граффити и безбилетниками в метро, попрошайничеством, драками резиновыми дубинками и т. п.

То, на что раньше не обращали внимания, стало неприемлемым. Взяв на вооружение "теорию разбитых окон"*, мэр решил не оставлять безнаказанными даже самые мелкие правонарушения (бросание мусора мимо урны, пьянство в общественном месте, прыжки через турникеты в метро).

По распоряжению Джулиани полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям: арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах, бросал пустые бутылки, разрисовывал стены, прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.

В итоге удалось добиться снижения преступности в Нью-Йорке в два раза, а жители получили чистый и безопасный город. Браттон и Джулиани объясняли это так: "Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений". Искоренили мелкие нарушения – избежали серьезных.

Возможно, филатовский метод поощрения (за сломанные руки вандалов) тоже когда-то войдет в историю? Но деньги деньгами, а нам, в первую очередь, нужно поднимать собственный уровень культуры, поскольку то, что мы плюем и мусорим себе прямо под ноги – прямое доказательство того, что он не слишком-то и высок. Хотя все мы думаем иначе.

*Теория разбитых окон – В 1982 году американскими социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом  была сформулирована криминологическая теория, суть которой сводилось к тому, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать, и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям.

Кстати

Что такое вандализм?

Появление термина  относится ко времени Великой французской революции. Впервые его в современном значении использовал член конвенции Генеральных Штатов аббат Анри Грегуар в 1794 году, когда выступил с "Докладом о разрушениях, творимых вандализмом, и средствах их предотвращения", призывая самым суровым образом пресекать уничтожение памятников искусства. Причем Грегуар имел в виду прежде всего действия армии молодой Французской республики.

В XIX веке слово "вандализм" уже прочно вошло в употребление как обозначение бессмысленного разрушения или порчи произведений искусства, памятников архитектуры, культуры.

Читайте также:

Во Львове с третьего раза снесли Монумент Славы

Местные власти обещают застроить освободившееся место.

Новости по теме: Вандализм