25 ноября
Загрузить еще

Перевозчик маршрута Донецк-Киев: Возим людей в Украину по цене билета на самолет

Перевозчик маршрута Донецк-Киев: Возим людей в Украину по цене билета на самолет
Фото: Ратынский Вячеслав / УНИАН

Поездки с неподконтрольных  территорий на мирные - уже почти год как единственный способ выбраться. Ехать 22-24 часа в город, расположенный едва ли в часе езды от Донецка (в довоенное  время)… Можно называть это как угодно, вплоть до "сюрреализма", но мирные жители предпочитают говорить "ну хотя бы так". Ибо перспектива сидеть взаперти под предлогом бушующей вокруг "республик" пандемии коронавируса хороша не для всех. И доказательство этому - полные автобусы пассажиров, отъезжающих ежедневно из разных точек Донецка в Киев, Харьков, Полтаву, Мариуполь…  И это не считая частного транспорта и микроавтобусов.

Бизнес на перевозках через линию разграничения -– прибыльный, хотя и тяжелый, и опасный. "Попасть в бригаду перевозов" - мечта донецких водителей. Один из них, который попросил называть его Алексеем, поделился с "КП" в Украине" особенностями работы в этой сфере бизнеса. Алексей был скуп на слова, многое не договаривал и просил не упоминать его маршрут, чтобы не навлечь неприятности на свою голову.

"Пассажиры готовы платить большие деньги"

- За три года до войны я начал таксовать по Донецку, а в 2014-м задумался. Город опустел, заработков не было никаких, нужно было уезжать или менять работу. Уехать не мог, были семейные причины. Менять работу было не на что. Однажды летом друзья попросили вывезти их с вещами в Мариуполь. Тогда таких блокпостов, как сейчас, не было, просто проверки документов. Мы более-менее нормально доехали, а когда я засобирался обратно, подошли там друзья этих друзей и попросили довезти их до Донецка, за деньги, конечно. Я довез. Потом они дали мой номер телефона кому-то, потом еще… В общем, стал возить людей в Мариуполь. На блокпостах меня уже знали - и на украинских, и на "ДНРовских"…

Когда появились уже пункты пропуска, мне сами пограничники (не скажу, какие) дали номер телефона "бригадира". Он был главным по поездкам в Мариуполь, Константиновку, Бахмут, в общем, за линию разграничения. Я "встал в бригаду", мы возили людей через блокпосты без стояния в очередях. Тогда поездка стоила 400-600 гривен в зависимости от того, куда надо ехать. За то, чтобы не стоять сутками в очереди посреди поля, куда иногда прилетают снаряды, люди готовы были платить такие деньги. 

Конечно, деньги делились: часть уходила "бригадиру", часть - на взятки, остальное - нам. Сами понимаете, как это выглядит: мы подъезжаем к шлагбауму на пункте пропуска вне очереди, я нахожу дежурного смены пограничников, который дает добро на заезд в первой пятерке машин. Или не дает, если проверка из центра приехала, или еще что-то… Было пару раз, когда на моих глазах всех пограничников арестовывали за коррупцию. Но в целом у "бригадира" были везде "заинтересованные в бизнесе" люди. Мы знали, к кому надо подойти, что и как отдать. Деньги в пустой сигаретной пачке - это дань на промежуточных блокпостах, а на пунктах пропуска другая схема "оплаты". Извините, рассказывать в подробностях не буду. Может, еще поработаем, когда откроют КПВВ… или если откроют.

Большинство объявлений в соцсетях – это услуги по перевозкам через линию разграничения. Фото: Фейсбук

Все зависит от настроения

- Я могу сказать, что "крыша" у всех бригад перевозчиков - она даже не в Донецке. Скажем так, мы кормим нескольких граждан двух стран, особенно сейчас, когда поездки пошли через Россию. Настоящие хозяева сидят в крупных областных центрах. Они умеют дружить с кем надо, чтобы наши бусики спокойно ехали от границы до границы. Но сейчас российская сторона стала более наглой, чем украинская. Слышал, что расходы (читай – поборы, - Ред.) на людей возросли именно в РФ. Как объясняю? Никак. Я не сую нос в такие дела, мне главное, чтобы я отвез людей нормально - и получил свои деньги.

Из Донецка на подконтрольную часть Украины я стал ездить с прошлого лета. У меня бусик восьмиместный. В целом нормально проходит все, но на границах всегда надо отслеживать - какое нынче настроение у дежурной смены? Под горячую руку попадешь - вытрясут все карманы, сумки, всех пассажиров разденут до трусов и осмотрят. Если все нормально - "сквозняком" пролетаешь через все досмотры. Смены меняются, но постоянных водителей все знают. Хотя иногда у всех - и у украинцев, и россиян, и местных пограничников - появляется настроение покуражиться. И начинается: "Встаньте в общую очередь", "Выйдите из вагончика", "Досмотр для всех"… И ничего не поделаешь. А рейс стыковочный и на той стороне границы моих пассажиров ждет пересадочная машина! Но что ж, стоит и ждет сколько надо.

Билет – 3000 грн. На самолете, наверное, было бы дешевле. Вот только самолеты не летают. Фото: ФБ

Могли ехать 30 часов

- Когда начали ездить через РФ, это был треш. Маршрутов толком никто не знал, дороги неизученные, в основном - хорошие, но иногда попадается такая "стиральная доска", что хоть плачь… В Украине, кстати, я пока не видел настолько убитых дорог. 

Мы могли ехать все 30 часов, потому что по навигатору. Потом уже нашлись какие-то объездные, дороги, не отмеченные на картах. Водители начали наконец брать с собой сменщиков, после того как несколько бусиков "кувыркнулись", потому что шофер заснул за рулем. Хотя вначале ездили как сумасшедшие, у меня был коллега, он Донецк -  Одесса ездил напрямую. Больше 30 часов. И сразу же обратно. Ночью он останавливался где-то на заправке, предлагал людям часик погулять, попить кофе, а сам голову на руль - и спал хотя бы час. Толку никакого не было, разве можно выспаться за час, еще и сидя за рулем? Пассажиры ругались, и он прекратил ездить вообще. Что-то у него с сердцем, он на больничке уже месяца три точно.

Сейчас люди хотят ехать на больших автобусах, бусикам не доверяют. Хотя было, что и большие автобусы попадали в аварии. Но там железно есть сменный водитель, есть стюардесса, автобусы неплохие, ну и не гонят так, как мы. Они 40 человек взяли и едут себе спокойно до Нехотеевки – это пункт пропуска со стороны России на границе с Украиной. Довозят людей - а те уже сами потом переходят границу пешком, им местные таксисты помогают. У них тоже все схвачено. На украинской стороне -– зеркальная ситуация. Говорят, что есть договоренности таксистов с пограничниками, есть определенная такса за проезд без установки "Діі", но я не видел, так что утверждать не буду. Вроде что-то о 500 гривнах говорили, но мало ли, может, придумали…

Телефоны сразу и украинских операторов, и российских. Фото: Фейсбук

Рулетка с документами

- Проблемы пассажиров водителя не должны касаться, но бывает, что и нам достается. Если кто-то что-то везет запрещенное или документы не в порядке. Пока пассажир "порешает" проблему, пока разберется - время уходит. Бывало, что по расчетам мы должны были в Донецк приехать задолго до комендантского часа, до 23.00, а из-за какого-то недотепы выезжали с границы только в десять часов вечера. А там как: выезжаешь с "Успенки" (пункт пропуска, который был на границе Украины и России, а сейчас под контролем "ДНР" в 110 км от Донецка – Ред.)- и через несколько километров Амвросиевский пост ГАИ. Если уже началась "коменда" (комендантский час, – Ред.), могут пойти на принцип и отогнать на обочину постоять до 5 часов утра. Могут милостиво пропустить. В общем, это всегда рулетка.

С документами та же рулетка. Никогда не знаешь, что у пассажиров будут требовать предъявить. То ID-паспорта не подходят, даже если есть "витяг" с пропиской, то заграны не такие, то прописка вообще не та. В Донецк россияне пропускают только с местной пропиской. Или с адресной справкой, но тоже могут придраться. Как звезды встанут - так все и сложится.

"На нас зарабатывают все, кому не лень"

- У нас примета есть одна: если пассажир спросит, когда мы приедем, то все - жди очередей, трудностей и неприятностей и вовремя ты не приедешь. Поэтому я, не дожидаясь вопроса, сразу говорю пассажирам: "Планируем быть на месте завтра в 8 часов утра, если ничего не помешает". Те, кто со мной ездит, уже знают эту примету и другим рассказывают.

Я вообще не люблю, когда пассажиры начинают доставать вопросами. Ну мы же не рейсовый автобус, который четко знает, что из пункта А в пункт Б ехать час. Он не переезжает три границы, не стоит в очереди на таможенный осмотр, не останавливается каждые полчаса, потому что "ой, человеку плохо". А когда ты едешь и вдруг выясняется, что на трассе начат ремонт и надо объезжать километров 50? Как это предусмотреть? Я уже не говорю о других "негараздах", которые могут в пути попасться… Меньше об этом думаешь - лучше едешь. Какая вам, по большому счету, разница -  22 часа ехать или 25? И так, и этак - все равно долго и скучно. 

Нормально я зарабатываю на поездках, хотя надолго меня не хватит. Никого не хватает надолго на таких рейсах, тут люди с железным здоровьем через пару месяцев "сыпаться" начинают. Конечно, с точки зрения логики, это абсолютный идиотизм, что люди так ездят   - в соседний город через соседнюю страну. Но пока вот так сложилось, мы зарабатываем, кто-то тоже зарабатывает, а люди хоть как-то имеют возможность выехать за пределы "ДНР". Пусть даже за такие деньги - от 1800 до 3500 гривен в одну сторону. Говорят, это стоимость билета на самолет в какую-нибудь курортную страну… Ну, никто не говорил, что будет легко. Понятно, что на нас сейчас зарабатывают все кому не лень, мы же "серая зона". Так что было бы странно, если бы этим обстоятельством кто-то не воспользовался…

Перевозки – одно из самых популярных объявлений и на столбах. Фото: Фейсбук

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Донецке большая распродажа: за миллион долларов можно купить ночной клуб, гостиницу или… шахту