Загрузить еще

Как душа отказалась от Бога и попала в зависимость телу

Как душа отказалась от Бога и попала в зависимость телу

Лето стремительно подходит к концу, а это значит, что мы приближаемся к одному из четырех многодневных постов, установленных Православной Церковью - Успенскому. Этот пост приурочен к двунадесятому празднику Успения Пресвятой Богородицы и длится две недели, но при этом является, подобно Великому посту, строгим - вкушение рыбы разрешается только однажды - в день Преображения Господня. Но при этом неправильно думать, что пост - это всего-навсего некое пищевое ограничение. 

Давным-давно греческий философ Сократ заметил: человек должен есть для того, чтобы жить, но он не должен жить, чтобы есть. Опыт Православной Церкви подтверждает сказанные выше слова на 100 процентов. Человек - существо двусоставное: он имеет как материальное начало - тело, так и нематериальное - душу. И подлинного счастья человек может достичь только в том случае, если оба эти начала будут сосуществовать гармонично. А пост, как бы противоречиво это ни казалось - это как раз и есть то средство, благодаря которому связь души с телом укрепляется.

Христианский апологет II века Афинагор Афинский как-то привел следующее сравнение: тело человека подобно некоему музыкальному инструменту, душа же при этом - сам музыкант. Если что-то происходит с инструментом - если он, например, расстраивается или же вообще ломается, музыкант не может играть нужную мелодию, у него это просто не получится. Но, с другой стороны, если заболеет сам музыкант, тогда и его инструмент будет безмолвствовать. Таким образом раннехристианский писатель показывает нам, насколько важна в человеке каждая из составляющих - и тело, и душа. 

Православные богословы отмечают: изначально человек был создан иерархически - душа находилась в подчинении у Бога, а тело, в свою очередь, подчинялось душе. Однако в связи с грехопадением человека данная иерархия перевернулась с ног на голову: душа отказалась следовать голосу Божию и сама попала в зависимость от тела, а тело при этом стало руководиться страстями. И по мысли святых отцов, именно пост, как некое духовно-телесное ограничение, призван восстановить правильную иерархию в человеке.  Пост помогает человеку победить страсти. Благодаря посту тело становится более податливым, способным к совершенствованию. Оно, как музыкальный инструмент, начинает чувствовать то, что хочет от него музыкант - душа.

Как мы уже сказали, благодаря посту человек становится свободным от своего главного "поработителя" - греха. Другими словами, пост дает человеку ощущение свободы, ощущение того, что я - не раб греха, а образ и подобие Божие. А это значит, что благодаря посту человек становится более независимым от внешнего. 

Святые отцы говорили: тот, кто не может победить свой желудок, никогда не справится с другими страстями. Если мы не можем ограничить себя в пище, мы не сможем ограничить себя ни в чем. А неспособность к самоограничению - это серьезное препятствие на пути к высшей цели человеческой жизни - Царству Божию, которое, по слову Спасителя "силой берется" (Мф. 11:12).  Помня об этом, мы должны стараться в грядущем Успенском посту стать хоть немножко лучше, лучше, в первую очередь, духовно. И если мы будем двигаться в этом направлении, вся наша жизнь - не только духовная, но и телесная, обязательно преобразится.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Какой будет жизнь после карантина?

Новости по теме: Церковь УПЦ