Вот уже три года, как российские войска вышли с территории Киевской области, оставляя после себя руины, убитых и замученных людей. Официально о деоккупации объявили 2 апреля, отступление вражеской орды началось 31 марта, 1 апреля была освобождена Бородянка – поселок в Бучанском районе, который пережил огромные разрушения. Только в Бородянке оккупанты полностью уничтожили 8 многоквартирных и 500 частных домов, частично разрушены 32 многоэтажки и более 400 усадеб. 6 мая 2022 года полиция сообщила, что в стихийных захоронениях обнаружено более 300 тел жителей поселка, более 40 погибших нашли под завалами домов. 60 человек до сих пор считаются пропавшими без вести.
О 33 днях оккупации и сопротивления сегодня рассказывает Краеведческий музей Бородянщины, который вынужден был сменить мирную вышиванку на военную форму. Как это произошло – в материале Коротко про.
Краеведческие музеи в маленьких городках имеют свою необыкновенную атмосферу. Тихий уют, множество интересных вещей, которые хочется подолгу разглядывать. Чувство, будто пришел в гости к старым добрым и уже немного подзабытым друзьям. Таким до войны был и музей в Бородянке, расположенный на втором этаже местного Дворца культуры имени Тараса Шевченко.
Музей открылся в 2016 году и к концу 2021-го насчитывал около 7000 посетителей и 3000 экспонатов, некоторые из них датировались XII-XVIII веками. Здесь можно было полюбоваться причудливо расшитыми рубашками и платьями, веночками, в которые девушки наряжались по праздникам, ковриками, салфетками, писанками, вытинанками, старинными полотенцами и предметами обихода наших предков, уникальными фотографиями. Музей гостеприимно принимал выставки произведений местных мастеров, в его стенах звучала музыка и читались стихи.
Организаторами и первыми руководителями музея стали мать и дочь Тамара и Ольга Угневенко. Тамара посвятила свою жизнь педагогике, а еще широко известна в регионе как инициатор многих общественных мероприятий. Ольга – известная вышивальщица, художница, поэтесса, композитор, певица, знаток украинского национального костюма. Именно ее рукам принадлежит изюминка Краеведческого музея Бородянщины – диорама «Свадьба», над которой мастер работала 8 лет. В 2020 году эта композиция из 39 кукол ручной работы была занесена в Книгу рекордов Украины. Она воссоздает свадебную церемонию на Киевщине конца XIX – начала XX века, где гости одеты в праздничные наряды, характерные для разных регионов Украины.
…Дом, где жили организаторы музея, одним из первых попал под вражеские обстрелы 2022 года. 2 марта российский самолет сбросил на Бородянку три авиабомбы. Две попали во Дворец культуры, разрушив музей.
Поскольку жить в Бородянке было негде, Тамара и Ольга Угнивенко перебрались в Киев, Ольга устроилась в Национальный музей литературы, куда перевезла, к счастью, уцелевшую диораму «Свадьба». Место директора Краеведческого музея предложили Тамаре Шеховцовой. А самого музея уже не было.
– Нам повезло, что мы жили дальше от центра – в девятиэтажке на четвертом этаже, – вспоминает нынешний директор Краеведческого музея Бородянщины Тамара Шеховцова. – Но все равно было невероятно страшно – над головами летают ракеты, кругом падают бомбы, рядом муж, парализованный после инсульта, пожилые родители. Благодаря ребятам из ТрО выехали в соседнее село, а там тоже самое началось.
Вместе с другими беженцами семью эвакуировали в Ровно, а оттуда в Германию – в Дрезден. Но долго за границей не засиделись – вернулись в Бородянку в мае.
– Там же вся наша молодежь была – дочь, зять, брат, – отвечает Тамара на вопрос, почему не остались в безопасной Европе. – С больным человеком везде тяжело, а там было еще труднее, чем дома. Квартира наша, к счастью, уцелела, город понемногу возвращался к жизни. Я с 1998 года работаю во Дворце культуры художником и не хотела терять любимое дело.
Первые недели, говорит Тамара, на работу ходила с корвалолом и барбовалом – так страшно было смотреть на развалившиеся дома, слушать рассказы о погибших и убитых земляках. Но потом адаптировалась – работа помогала дальше жить.
– Комнаты в нашем дворце стояли без окон, но мы возобновили занятия в творческих кружках. Детей начали собирать прямо на улице, – вспоминает Тамара Шеховцова.
Спасательные работы в разбитых залах проводились с 9 по 14 апреля 2022 года. Многие экспонаты были повреждены, но большинство удалось спасти. Вместе с элементами витрин работники ГСЧС вывезли их в помещение одной из школ.
- Инвентаризация еще не проведена. Дворец культуры до сих пор полуразрушен, нет помещения, чтобы все хорошо разложить. Вещи хранятся в коробках, мебель вся в разобранном состоянии - стекло отдельно, стеллажи отдельно. Составлять некому и не на что – все же упирается в деньги, - рассказывает Тамара Шеховцова. – Нас было два работника, а теперь я осталась одна.
И тем не менее музей восстал из пепла – в другом, строгом облике. 26 июля 2023 года в одной из комнат, которую удалось привести в порядок, развернули экспозицию "Бородянка. 33 дня оккупации и сопротивления".
– Когда люди начали возвращаться в Бородянку, стали собирать эти следы русских зверств. Тот гильзу принес, тот шрапнельные боеприпасы. Администрация много помогла, документы собрали, видео. У нас и форма российского оккупанта есть, тут же у них кругом штабы были – по домам, по детским садикам даже. Люди приходят и видят, что все это правда, все, что говорят и пишут, на самом деле происходило, - говорит директор.
Музей в Бородянском дворце культуры посещают школьники и взрослые. А еще многочисленные делегации из разных уголков мира.
– У нас были представители ООН, гости из Германии, Эстонии, из Америки много приезжают, даже просто туристов. Гости из более чем 20 стран мира побывали у нас, - заключает Тамара Шеховцова.
В планах города - реконструкция Дворца культуры, но пока неизвестно, когда она начнется. В Бородянке много разрушенного жилья, люди живут в модульных домиках. Но все восстановится, все вернется, и мирная коллекция музея займет свое место рядом с упоминанием об этой страшной войне.