Загрузить еще

Дизайнер адаптивной одежды Анна Павлусь: Человек в кресле колесном заслуживает выглядеть стильно

Дизайнер адаптивной одежды Анна Павлусь: Человек в кресле колесном заслуживает выглядеть стильно
Фото: biggggidea.com

39-летняя дизайнер Анна Павлусь создает адаптивную одежду для людей с инвалидностью. К этому ее подтолкнула личная трагедия. В 2016 году из-за неудачного падения жизнь Анны кардинально изменилась - ей пришлось пересесть в кресло для инвалидов. 

После травмы Анна убедилась на себе: одежда из обычных магазинов неудобна. Детали, на которые она раньше не обращала внимания, стали вызывать дискомфорт, а порой даже боль. Тогда дизайнер начала перешивать старые вещи, экспериментировать с выкройками и фасонами. Сначала только для себя. Со временем - и для других.

Сегодня Анна шьет комфортную и практичную одежду для всех, кому это нужно. Она основала бренд WHEELNY, в котором слились два слова «колесо» (WHEEL) и «вольный», и планирует в ближайшие годы выйти на европейский рынок. О своем пути, сложностях и достижениях Анна Павлусь рассказала Коротко про.

Новый виток развития начался после травмы

Анна шьет одежду, в которой будет комфортно людям на колесных креслах. Фото: instagram.com/wheelny

Анна шьет одежду, в которой будет комфортно людям на колесных креслах. Фото: instagram.com/wheelny

Анна родом из Черновицкой области, сегодня живет в Белой Церкви вместе с мужем и двумя сыновьями. За плечами у нее - 18 лет работы модельером-конструктором. Анна окончила три вуза и имеет дипломы закройщика-портного, модельера-конструктора, а также бакалавра экономики и финансов. Последний, как она признается, может пригодиться позже - когда бренд WHEELNY вырастет до масштабного производства.

Путь к собственному делу был долгим. В первом браке Анна купила швейную машинку, но начать работать на себя сразу не получилось - нужно было зарабатывать на жизнь. Она пробовала себя в разных сферах: от торговли на рынке до мебельной фабрики. Лишь с рождением второго сына смогла вернуться к любимому делу - шитью.

- По жизни и профессии я - модельер-конструктор. До травмы занималась индивидуальным пошивом, у меня была домашняя мастерская. Иногда, когда заказов было мало, временно устраивалась на другие работы с более высокой зарплатой, - вспоминает Анна.

В 2016 году она получила травму спинного мозга и вынуждена была сесть в кресло колесное.

- Все произошло внезапно. Мы ждали мужа подруги в автосервисе, я оступилась на лестнице и упала. В итоге получила сложный перелом с повреждением позвонков и травму спинного мозга.

Реабилитация заняла два года. Врачам пришлось признать: полного восстановления ждать не приходится.

- Мне сказали: "Хватит тратить силы и деньги, возвращайся к своему делу, благо профессия позволяет".

Так Анна заново вернулась в шитью. Первые заказы стали для нее стимулом развиваться дальше.

- Через полгода после травмы позвонила клиентка с вопросом: "Ты будешь доделывать пальто? Там кожа с мехом…". Решила, что сдаваться не буду. Сначала закончила то пальто, потом взялась за шторы, чехлы… Так и вернулась в работу.

Любой человек заслуживает выглядеть стильно и модно, считает Анна. Фото: instagram.com/wheelny

Любой человек заслуживает выглядеть стильно и модно, считает Анна. Фото: instagram.com/wheelny

"Невозможно купить - приходится шить"

Параллельно возникла новая проблема - одежда стандартного кроя стала неудобной. Тогда Анна начала шить для себя: она понимала, как адаптировать вещи под новые потребности.

- В 2021 году я участвовала в проекте "Фешн-инклюзия", мы выезжали на модные показы. Там меня и спросили: "Почему ты шьешь только для себя?" С этого дня родилась идея делать одежду и для других. Постепенно стали появляться клиенты, я продолжила работать дома.

С началом полномасштабного вторжения Анна временно переключилась на пошив бронежилетов для военнослужащих. С военной формой она уже имела опыт в прошлом: еще в 2015 году шила разгрузки и бронежилеты.

- Позже я начала задумываться, как развивать дело дальше. Увидела рекламу гранта "Наша справа", решила подать заявку. Правда, смогла это сделать не сразу - долго разрабатывала бизнес-план, корректировала: все для меня было в новинку.

После победы в конкурсе пришлось выйти из домашней зоны комфорта: Анна арендовала помещение, закупила оборудование - так началась история бренда WHEELNY. Анна подала заявку на патент и начала продвижение бренда: рассказывала о том, что шьет адаптивную одежду.

Спрос на такую одежду, по ее словам, стабильно растет - ведь стандартный крой не учитывает особенности посадки для людей на креслах колесных, надо адаптировать крой под положение тела.

- В обычной одежде недостаточная высота посадки. Когда человек сидит, оголяются поясница и ягодицы. В стандартном крое задняя часть поднимается на 4–7 см, а в адаптивном - от 30 до 45 см.

Анна шьет не только повседневные вещи, но и дизайнерские: платья, комбинезоны, верхнюю одежду.

- Индивидуальные заказы бывают самыми разными: и пальто, и платья. Массовое производство у нас ориентировано на трикотаж - сейчас запускаем линию джинсов. А с индивидуальными заказами - все зависит от фантазии клиента и его потребностей.

Слева - так выглядит поясница, когда человек сидит в обычной одежде, справа - так одежду адаптируют под сидящего человека. Фото: biggggidea.co

Слева - так выглядит поясница, когда человек сидит в обычной одежде, справа - так одежду адаптируют под сидящего человека. Фото: biggggidea.co

О себе бренд заявляет через Instagram, сарафанное радио и профессиональное комьюнити.

- Полноценного сайта у меня пока нет - нужно много вложений. Есть небольшой, созданный своими силами.

Пока среди клиентов - в основном украинцы.

- Заказы приходят из разных городов: Днепр, Запорожье, Одесса, Львов… Я уже и не отслеживаю географию - почти вся Украина. Не только Белая Церковь.

Сегодня Анна создает одежду для женщин, мужчин и детей. Помимо высокой посадки, ее изделия имеют и другие особенности.

- Часто обращаются родители - заказывают детскую адаптивную одежду. Запросы разные: боковые застежки, магнитные - особенно для людей с травмами шейного отдела. Нюансов очень много, и они редко учитываются в массовом производстве. Ведь то, что удобно при одном типе травмы, может не подойти при другом. Поэтому каждый заказ мы адаптируем индивидуально.

Реакция на запуск бренда WHEELNY, по словам Анны, была исключительно положительной.

- Удобную одежду для людей на колесных креслах в Украине практически невозможно купить. Те, кто уже носил наши изделия, возвращаются снова: по сравнению с магазинной наша одежда гораздо удобнее.

Обычную рубашку, может, еще и удастся надеть, а вот пальто, куртку или брюки, адаптированные под особенности посадки, в магазине не купишь. У нас, например, пальто - удлиненное, с учетом всех анатомических нюансов спины. Это сразу отмечают клиенты.

« Если сделать дешевле, пострадает качество»

Вместе с первыми успехами пришли и новые вызовы, признается Анна.

- Открыть бизнес нелегко, особенно без серьезного стартового капитала. Это большая ответственность. Рабочую силу нужно обеспечивать стабильной зарплатой - независимо от количества заказов. 

Нельзя сказать сотрудникам: "Сегодня денег нет". Нужно думать и о людях, и о развитии.

На старте владелец, по сути, работает без зарплаты: сам составляет бизнес-планы, ведет бухгалтерию, решает текущие задачи.

- Нанять десять специалистов сразу невозможно - не те ресурсы. У меня были два сотрудника по найму, а всю финансовую и бухгалтерскую работу я вела сама. Сейчас создаем рабочее место для финансового директора, чтобы я могла сосредоточиться на производстве.

Анна шьет одежду не только для женщин. Ее клиенты - и мужчины, и дети. Фото: instagram.com/wheelny

Анна шьет одежду не только для женщин. Ее клиенты - и мужчины, и дети. Фото: instagram.com/wheelny

WHEELNY работает в среднем ценовом сегменте - не дешево, но и не люкс. Стоимость одежды остается доступной. 

- Нам важно, чтобы о нас узнали, - говорит Анна. - Поэтому мы делаем минимальную наценку: хотим популяризировать адаптивную одежду в Украине.

Конечно, наша одежда не самая дешевая, ведь я использую качественные материалы, которые не теряют вид после месяца носки. Люди с пенсией в 2–3 тысячи гривен не могут часто менять гардероб - ткань должна быть надежной.

Некоторые говорят: "Дорого". Я объясняю: если сделать дешевле, пострадает качество - на это я пойти не могу.

На данный момент Анна почти не получает прибыли от своего дела - все доходы идут на развитие.

- У меня есть муж, который работает, есть дополнительные поступления... Я как ФОП не могу получать официальную зарплату. Что могу - инвестирую, что не могу - отложу на потом. Сейчас у нас новый этап развития: помещение, ремонт, оборудование. Речь идет не о прибыли, а о будущем.

Иногда возникает и усталость, признается дизайнер.

- Бывает, хочется вернуться к прежнему формату работы: взял заказ, получил оплату - это твои личные деньги. Иногда так кажется проще. Но я знаю: если уже начала, вложила силы и душу - просто так все бросить не смогу.

Поддерживают Анну и планы на будущее. Через 5–10 лет она мечтает выйти на европейский рынок.

- Это моя главная цель. Пока развиваемся в Украине, но после - будем двигаться дальше.

Параллельно Анна продолжает принимать заказы на пошив для военных и не только - это для нее дополнительный источник дохода.

- Шьем все, что нужно: и одежду, и специальные изделия. Также продолжаю работать с обычными заказами: свадебные, выпускные платья, индивидуальный пошив - мои старые клиенты меня не забывают.

Главное вдохновение, признается Анна, - это люди.

- Для меня важны слова благодарности, когда говорят, что наша одежда - не просто удобная, а по-настоящему необходимая, что такую в магазине не купить. 

Меня это мотивирует. Важно видеть, что то, что ты делаешь, нужно людям. Поэтому не сдаемся.

В WHEELNY шьют одежду и для дома, и на выход. Фото: biggggidea.com

В WHEELNY шьют одежду и для дома, и на выход. Фото: biggggidea.com