30 мая
Загрузить еще

Больше рисунков, меньше «домашки» – учитель из Днепра написал альтернативный учебник по истории Украины

Больше рисунков, меньше «домашки» – учитель из Днепра написал альтернативный учебник по истории Украины
Фото: ФБ Andrew Bondik

Главное для учителя – сделать так, чтобы учащиеся не засыпали на уроке, а глаза у них горели, и они хотели узнать больше нового. Именно такую ​​задачу поставил перед собой учитель истории и географии из Днепра Андрей Бондик, написавший альтернативный учебник по истории Украины.

Почему именно для пятых классов, что интересного в «Истории Украины» Андрея Бондика, а также как оценили учебник сами школьники - читайте в материале Коротко про.

От первобытных людей до Киевской Руси

Сразу небольшой тест: вспомните фамилию первого президента УНР, назовите точные даты начала Первой и Второй мировых войн или еще лучше: объясните, что такое радиоуглеродный анализ… Трудно или не слишком? А на самом деле, это вопросы, на которые должны знать ответы пятиклассники НУШ.

Многие родители (да и ученики, иногда даже учителя) говорят, что учебники написаны так, что интереса у детей не вызывают. Тот же учебник по «Истории Украины» для пятиклассников выглядит сложным и скучным.

Андрей Бондик говорит, что на собственном опыте убедился: изучение истории по «классическому» учебнику НУШ больше напоминает передвижение «галопом по европам». В небольшую книгу авторы учебника поместили все, что помещалось: от каменного века до русско-украинской войны, от древнейших орудий труда до современных технологий.

- В 5-м классе начинается изучение истории Украины, и программа мне видится абсолютно нелогичной, дискретной, без логической последовательности, и она отнюдь не прививает интерес детей к этому предмету, - рассказывает Коротко про учитель истории и географии из Днепра Андрей Бондик. – Поэтому я решил подкорректировать программу. И написал свой учебник.

Книга «История Украины с рисунками. Откуда мы взялись и как стали теми, кем мы являемся» Андрей Бондик написал за три месяца. Работал над учебником на протяжении прошлогодних летних каникул. Говорит, сразу знал, какой должна быть книга. Но и к мнению учеников прислушался.

– В этом учебном году работал по своему же учебнику с двумя 5-ми классами, – говорит автор книги. – Распечатывал отдельные разделы или задавал как домашку в электронном виде. Вот так книга проходила испытание на детях (улыбается). Понял, что учащимся «заходит» мой учебник. Там же довольно сложные темы, например, что такое радиоуглеродный анализ, как археологи дают датирование той или иной находке. И дети поняли эту тему.

В своей «Истории Украины» Бондик охватил исторические времена от первобытных людей до Киевской Руси. Важные факты прошлого старался излагать в достаточно легкой для восприятия детьми форме. Еще одно преимущество учебника – много рисунков и фотографий. Но нравится ли такая книга самим пятиклассникам? Об этом чуть ниже.

Книгу «История Украины с рисунками. Откуда мы взялись и как стали теми, кем мы являемся» Андрей Бондик написал за три месяца. Фото: ФБ Школа STEAM

Книгу «История Украины с рисунками. Откуда мы взялись и как стали теми, кем мы являемся» Андрей Бондик написал за три месяца. Фото: ФБ Школа STEAM

«Учебный материал должен быть интересен»

Андрей Бондик преподает историю и географию в частной днепровской школе Steam. Говорит, дирекция этого учебного заведения всячески стимулирует учителей создавать собственные рабочие материалы. Поэтому школа оплатила верстку и печать альтернативного учебника.

– В школе, где я работаю, мы печатаем такие книги для детей, то есть для наших школьников их не нужно будет покупать, – говорит Андрей Бондик. – Все остальные, кто пожелает, сможет себе приобрести экземпляр. Есть Google-форма, есть возможность выбрать тип учебника (в зависимости от формата, обложки). А еще можно заказать с моим автографом.

Стоимость учебника в формате А5 и мягкой обложке 440 грн, А4 в мягкой обложке – 620 грн, А4 в твердой обложке – 930 грн.

- Альтернативный учебник – это, конечно, хорошо, но как стимулировать ребенка к обучению по нему? – спрашиваем.

– Все просто: учебный материал должен быть интересным, – улыбается учитель. – Это и есть главная цель моего учебника. Эта книга написана на языке, который детям понятен. В учебнике много цветных иллюстраций и мало домашки. У меня получился даже не классический МОНовский учебник, а книга для чтения с максимальным количеством интересных фактов. Более того, вы можете развернуть любой раздел и узнать новую тему. Не нужно требовать от ребенка постичь весь предмет во всех его глубинах. Не нужно перегружать учащихся большим количеством материала. Лучше сделать предмет интересным и несложным. Тогда дети будут учиться, потому что для них мир все еще интересен.

Оценить альтернативный учебник из-под пера Андрея Бондика попыталась корреспондентка Коротко про. Особенно заинтересовали ретрофотографии. Некоторые – из собственного архива автора. Но когда дело дошло до текста, возникла проблема. Признаюсь, свой 5-й класс закончила так давно, что уже учебной программы не помню. Поэтому обратилась за помощью к пятиклассникам, которым продемонстрировала первые страницы книги.

– Об исторических фейках интересно, – листает разделы альтернативного учебника 5-классница Виктория. - Так летали американцы на Луну или нет? Мы такого на наших уроках по истории не учили.

– А мне рисунки нравятся, яркие и их так много, – присоединяется к разговору одноклассник девочки Артем. – Вот о культурном шаре на рисунках все понятно, даже если не читать текст.

Дети вслух читают о Человеке умелом и Человеке прямоходящем, и уже спорят о разнице между ними и Гомо Сапиенсами. Читают о семейном древе и начинают вспоминать имена прабабушек и прадедушек. А когда узнают, что в учебнике мало домашних заданий, то сразу оценивают книгу в 12 баллов по 12-балльной системе.

Фото
Фото
30 Мая07:00

Кстати

Повторяется или нет?

Бытует мнение, что история циклична. Некоторые ученые говорят, что, мол, случившееся когда-то обязательно повторится. Не завтра или через месяц, а через несколько столетий.

Корреспондент Коротко про спросила у учителя истории и географии из Днепра Андрея Бондика, действительно ли история повторяется.

– Скажу так: история, безусловно, может нас чему-то научить, – отвечает Андрей Бондик. – Давайте приведу свежий и самый болезненный пример: русско-украинская война. Наши отношения с РФ были очевидны, по меньшей мере, в последние 400 лет. И циклически повторяются. То же можно сказать о наших отношениях с Западом. Есть определенные цивилизационные паттерны (шаблоны. – Авт.), которые не исчезают. Более того, история иногда даже вынуждена повторяться.

Поэтому, не зная истории собственного государства, рискуем не иметь будущего. История Украины – это не прошлое, а зеркало для понимания настоящего. Иногда искривленное, поврежденное, но все же оно показывает украинцам возможные угрозы, слишком много раз поступавшие с определенных сторон.