Украинский "предприниматель" Юрий Голик, известный как один из координаторов программы «Большое строительство» в начале президентства Владимира Зеленского, снова оказался в центре внимания. На этот раз не из-за госпроектов, а благодаря новому амплуа, иронично названное в соцсетях «велоинфлюенсером».
Пост в телеграм-канале «Батальон Монако» высвечивает его трансформацию: «На первый взгляд может показаться, что перед вами профессиональный велогонщик с Tour de France. Но нет — это наш Юрий Голик. Тот самый кассир «Большого строительства», который теперь переквалифицировался в велоинфлюенсера».
В сообщении отмечается, что Голик катается на велосипедах стоимостью $10–15 тысяч, выбирая топовые бренды из карбона и оснащенные современной электроникой, а вовсе не велосипеды «Украины». Его «покатушки» проходят не на дорогах, которые он пиарил в рамках «Большого строительства», а «на качественных трассах Киевщины, построенных до его участия в проекте».
Напомним, Юрий Голик родом из Луганска, он бизнесмен, общественный деятель и волонтер, совладелец сети коворкингов Creative States и сооснователь фитнес-клубов Smartass. Работал советником глав Запорожской и Днепропетровской ОГА, а с августа 2019 по март 2020 года занимал должность советника премьер-министра Украины Алексея Гончарука. Кроме того, Голик возглавлял программу «Региональное развитие» аналитического центра «Украинский институт будущего» (UIF).
Наибольшую известность Голик получил как один из ключевых идеологов программы «Большое строительство» — амбициозного проекта, предусматривавшего масштабную реконструкцию дорог, школ, детских садов и спортивных объектов по всей Украине, несмотря на военные действия на юго-востоке страны. Однако программа неоднократно подвергалась критике из-за подозрений в коррупционных схемах и неэффективном использовании бюджетных средств.
В 2023-2024 годах журналисты проекта Bihus.Info опубликовали расследования, которые свидетельствовали о многократных поездках Голика в Офис Президента Украины (несмотря на отсутствие у него официальной должности), а также о переписке Голика с представителем компании «Будинвест», получившей более 4 млрд грн из бюджета, в том числе в рамках «Большого строительства». Переписка указывала на возможные коррупционные связи между Голиком и подрядчиком.
Еще одним скандалом стала информация о выезде Голика в 2024 году в Австрию через систему «Шлях» со справкой об инвалидности. Эта новость вызвала возмущение в сети, где Голика назвали частью «лохократии» — термина, используемого для критики окружения власти. Впрочем, Голик обещал вернуться – и вернулся.
Несмотря на скандалы, Юрий Голик, похоже, выбрал новый способ привлекать внимание. В телеграм-канале «Батальон Монако» иронично отмечают, что его велопарк состоит из велосипедов премиум-класса, а шлемы стоят как портативные зарядные станции. Это контрастирует с образом человека, который ранее ассоциировался с масштабными инфраструктурными проектами. Пост подчеркивает, что Голик избегает дорог, которые пиарил в рамках «Большого строительства», ведь, по словам авторов, «асфальт там так и остался в презентациях».
На странице самого Голика в соцсети Facebook он рассказывает об испытаниях новых БПЛА и о своих велозаездах, причем на едкий комментарий «В Австрии?» не менее иронично ответил: «Giro De Obuhiv та Tour De Husachevka».
Переход Юрия Голика от государственного менеджера к велоинфлюенсеру воспринимается как попытка отвлечь внимание от прошлых скандалов, выстраивая имидж успешного человека, помогающего военным, несмотря на обвинения в коррупции.
Некоторые пользователи соцсетей отмечают, что его занятия велоспортом — это личное дело, не связанное с прошлой деятельностью. Однако такие посты в меньшинстве, и их тон часто воспринимается как попытка оправдать Голика. Например, один из пользователей написал: «Голик катается на велике за $15k, а дороги «Большого строительства» до сих пор в ямах. Совпадение?»…