6 сентября
Загрузить еще

Полюбить учиться: как мотивировать современного школьника

Полюбить учиться: как мотивировать современного школьника
Фото: pexels.com

Как заставить ребенка учиться? Что сделать, чтобы он полюбил математику, географию или язык? Ответы на эти вопросы отчаянно ищут тысячи родителей. А что если большая часть проблем - в наших собственных установках? 

Мы, взрослые, хотим, чтобы ребенок горел учебой, а в дневнике были только отличные оценки. А если что-то идет не по плану, мы и сами расстраиваемся, и становимся дополнительным источником стресса для детей, а это еще больше отдаляет успехи в учебе. 

Задача родителя - не сделать из ребенка отличника, а помочь ему выйти из школьного марафона с аттестатом и здоровой психикой, сохранив хорошие отношения, считает семейный психолог Анастасия Карченкова. А по мнению лайф-коуча Ирины Бирман, напрячься придется родителям – искать кружки, репетиторов и прочее.

О том, как наши установки мешают детям учиться и что могут сделать родители - специалисты рассказали Коротко про.

Анастасия Карченкова: Мотивируем учиться? Сначала проверяем свои установки

Анастасия Карченкова. Фото: rozmova.me

Анастасия Карченкова. Фото: rozmova.me

- Прежде чем искать волшебные рецепты мотивации к учебе, стоит начать с себя, с проверки родительских установок. Многие из них могут быть дисфункциональными, идущими из нашего прошлого опыта и будут только мешать. Какие дисфункциональные установки среди родителей наиболее распространены?

"Ребенок должен любить учиться"

Это глубокое заблуждение. Давайте сразу договоримся: ребенок может любить учиться, а может не любить - и то, и другое абсолютно нормально. Значит, если ребенку не нравится учиться, это не является патологией, которую надо срочно “лечить”. Это не “болезнь”, а вариант нормы.

"Ребенку должны нравиться ВСЕ предметы"

Не бывает таких детей. Даже у круглых отличников есть предметы, которые им не по душе. В тех дисциплинах, которые отличникам не нравятся, они все равно хорошо учатся чаще из-за перфекционизма или желания быть среди лучших. 

Некоторые родители начинают мучить себя и ребенка, пытаться чуть ли не силой его заинтересовать. Это не срабатывает - родители расстраиваются, считают: либо они неумехи, либо ребенок "поломанный". 

На самом деле с ним все в порядке! Хорошо, когда у ребенка есть какие-то предметы, которые ему нравятся. Даже если только один - и на том спасибо.

"Ребенок обязательно должен учиться хорошо"

Если ребенок учится плохо, можно подумать, либо “он тупой”, либо родители бездарные - это глубоко ошибочное убеждение. 

На самом деле, учеба в школе - достаточно стандартизированная система, которая ориентирована на среднестатистического ребенка. И, к сожалению, если ребенок интеллектуально выше среднего, ему будет скучно учиться. Если ниже среднего, ему будет трудно. И, возможно, дело не в интеллекте ребенка, а в его индивидуальных особенностях - скорость мышления, темы, которые ему нравятся, способы мышления могут кардинально отличаться от стандартных.

Ребенок может быть очень умненьким, но у него может быть медленная скорость обработки информации или он нестандартно мыслит, а школа - стандартная среда. В этом случае ребенок оказывается среди тех, кто, по мнению системы, "недотягивает". Родители расстраиваются и могут это воспринимать как собственное поражение, хотя на самом деле школа просто не увидела его потенциал, да и нет ресурса с каждым возиться.

В моем идеальном мире школа должна быть с индивидуальной программой для каждого ребенка, основанной на его особенностях. Но реалии таковы, что всем детям предлагается общая программа, и хорошо в этих условиях будет учиться тот, кто максимально соответствует ее стандартам. 

Вот у такого ребенка, если у него еще сложатся теплые отношения с учителями, есть все шансы стать отличником. Именно так часто и происходит: возникает схема: "О, я учу предмет - у меня получается, этот взрослый меня любит за это - буду еще больше стараться".

Поэтому, прежде чем думать о мотивации, нужно разобраться с установками: а кто сказал, что обязательно все должно нравиться и даваться легко? Нет таких предпосылок.

Наша школа во многом стандартизирована, и хорошо в этих условиях будет учиться тот, кто максимально соответствует стандартам школы. Фото: Max Fischer/ pexels.com

Наша школа во многом стандартизирована, и хорошо в этих условиях будет учиться тот, кто максимально соответствует стандартам школы. Фото: Max Fischer/ pexels.com

Меняем дисфункциональные установки на здоровые

Установка №1: школа - это обязанность

Чаще всего она неприятная. Бывает удача, когда детям комфортно в школе. Но даже они в случае выбора между школой и отдыхом, вряд ли выбрали бы школу. Не любить школу – это окей.

Как я готовила своих детей: не запугивала, но и не рисовала радужные картины. После объясняла: "Да, я понимаю, ходить в школу сложно. Учиться бывает непросто. Но это тот период, который надо перетерпеть". Для функционирования в нашем сообществе каждый ребенок должен получить аттестат. Это необходимость, как чистить зубы или убирать в квартире. 

Роль родителя - сочувствовать ребенку, который вынужден мириться с тем, что ему тяжело, трудно или даже психологически опасно в школе. Вы должны быть на его стороне.

Установка №2: оценки - это не главное

Не должно быть фиксации на оценках. Хорошо, чтобы родитель говорил: “Какая бы ни была оценка, мы тебя любим, это вообще о тебе ничего не говорит”.

Я бы развела понятия: хвалить и ругать - это адекватно для областей, где есть два варианта поведения (помыл посуду/не помыл, сложил вещи/не сложил). А вот учеба и оценки - это совсем другое. Это измерение степени, как в рисовании. Например, малыш что-то нарисовал - уже нормально. Нарисовал лучше - ух ты, прикольно. Красиво нарисовал - вау! Так и с учебой. 

Плохо - это не получить "двойку", а вообще не пойти в школу, прогулять. Само по себе усилие сходить туда уже достойно поддержки и сочувствия. Задача-минимум - перейти в другой класс. Все, что выше, - бонус и повод вместе порадоваться: "Ничего себе, ты крутой!" 

Это не значит, что ребенок должен получать только высокие оценки. Каждая оценка выше минимальной - уже что-то хорошее.

Если у детей проблемы с педагогом, а его предмет нужен – ищите курсы, репетиторов, кружки, которые понравятся ребенку. Фото pexels.com

Если у детей проблемы с педагогом, а его предмет нужен – ищите курсы, репетиторов, кружки, которые понравятся ребенку. Фото pexels.com

Возраст имеет значение: что делать на разных этапах обучения? 

В начальной школе: 

Главное, чтобы ребенку было комфортно психологически, чтобы была нормальная обстановка в классе, желательно, чтобы ему нравился учитель. Цели базовой школы - научиться читать, писать и считать. И самое главное - отстать от ребенка с требованиями высоких достижений с первого класса.

В средней школе: 

Здесь ко всему вышесказанному добавляется главный инструмент помощи. Если ребенок запустил сложный предмет (алгебру или физику), самое лучшее, что может сделать родитель, - нанять хорошего репетитора. Не чтобы заставить полюбить предмет, а чтобы вернуть ребенку уверенность в своих силах. В школе ему будет намного легче, если его поддержит знающий взрослый со стороны.

На дистанционном обучении: 

Критически важно не бросать ребенка одного. Ему обязательно нужен взрослый тьютор, который будет каждодневно вести учебный процесс. Школьник не обязан уметь самостоятельно обучаться. 

В старшей школе: 

Кардинально повлиять на мотивацию почти невозможно. Лучшее, что можно сделать, - помочь подростку найти свою цель. В идеале - организовать консультацию с профориентологом. 

Когда подросток примерно понимает, куда хочет двигаться, у него может появиться внутренняя мотивация хорошо сдать нужные предметы - тогда он сам согласится на репетитора по химии или физике и будет больше стараться.

Если же ребенок отказывается от такой работы, насильно мы ничего не делаем. Мы возвращаемся к базовой установке: главная задача - получить аттестат. Если ребенка переводят из класса в класс - это уже наш родительский успех. Закончил школу – молодец! Вот такой итог.

А ЧТО ЕЩЕ?

Ирина Бирман: Новое поколение другое – их через колено не переломить

Ирина Бирман. Фото: личный архив

Ирина Бирман. Фото: личный архив

- Проблема с мотивацией относительно учебы общая, а решения обычно отличаются… Коуч ищет мотивацию внутри конкретного человека, никаких советов и наставлений он не дает. А если мотивация внутри мамы, важно понять, не ложная ли она, и только после искать способы мотивировать свое чадо.

У подростков, тем более младших детей, центр мотивации и планирования слабо развит, в полной мере он созревает годам к 25-ти. Я как дружественный детям персонаж могу сказать: не нравится учитель, а вам нужен предмет - ищите курсы, репетиторов, кружки, которые понравятся ребенку.

Новое поколение другое, их через колено не переломить, и слава Богу. Почему старые методы не работают? Современные дети не идут на мотивацию “от”, они не будут учиться для того, чтобы их не наказали. Поэтому, если родителям очень важно, чтобы ребенок имел хорошие оценки, им придется напрячься и поискать кружки по интересам, хороших репетиторов и так далее. 

Если говорить о собственном опыте, до 6-го класса я делала с сыном уроки. С 6-го до 9-го дала полную свободу. С 9-го увидела, что он тянет сам, а по предметам, которые ушли в пике, нашла репетиторов.

То, что высшее образование важно, звучало фоном с 1-го класса. То, что поступить в вуз, плохо закончив школу, невозможно, звучало фоном с 7-го - принял как аксиому.

Что могут сделать родители?

  • Нужно искать причину, ради которой ребенок готов уделять свое время учебе. 
  • Осознавать, что свое время ребенок ценит, а результат учебы - ПОКА ЧТО нет. 
  • Спокойно доносить мысль о том, что школа нужна для поступления. Вода камень точит не силой, а частотой падения. 
  • Собирать деньги на репетиторов для старших классов.
  • Обеспечить разнообразие кружков.
  • Показывать свой пример.
  • Ценить доверительные отношения выше оценок.
  • И не считать, что хорошие оценки - единственный шанс на успешное будущее.
Новости по теме: Дети Школа образование