22 ноября
Загрузить еще

Валерий Золотухин - друзьям и близким: "Когда меня не станет, мою Ирину не обижайте"

Валерий Золотухин - друзьям и близким:
Фото: Валерий Золотухин - друзьям и близким: "Когда меня не станет, мою Ирину не обижайте"

О нетеатральном Золотухине - парне из алтайского села Быстрый Исток - мы вспоминали с близким другом и земляком актера Виктором Ащеуловым, перелистывая с ним старый семейный альбом с уникальными фотографиями артиста.

- Валера был безумно влюблен в Ирину Линдт (на фото), - вспоминает Виктор Ащеулов. - Говорил про нее: "Моя беби". Думаю, если бы не Ирина, его не стало бы гораздо раньше.

Помню, как-то за столом, за которым собрались его близкие, он встал и сказал: "Я прошу всех: когда меня не будет, мою Ирину не обижайте!" (Этот самый момент - на фото вверху. - Ред.)

Быстрый Исток, 2011 год. 70-летие актера. Валерий Сергеевич собрал родных и близких за одним столом. Справа от него - родной брат, далее - настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы отец Дмитрий. Напротив - гражданская жена Ирина Линдт. Фото: архив Виктора Ащеулова

А затем мы поговорили с отцом Дмитрием, настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Именно этот храм построил в родном селе Быстрый Исток Алтайского края Валерий Золотухин.

- Последний раз мы виделись с ним в ноябре прошлого года, - начинает разговор, пригласив нас внутрь, отец Дмитрий. - А в конце января я был в Москве, знал, что Валерий Сергеевич находится в больнице. Но посчитал, что есть более важные и близкие люди, которые должны к нему прийти. И оставил мысль о визите.

- Сейчас жалеете об этом?

- Да. Была бы возможность, я бы попросил сейчас у него прощения за это. Но успокаивает то, что мы были в очень добрых отношениях. С одной стороны, нас не связывают узы родства, но по духу мы были одинаковыми - верующими.

1981 год. Валерий Золотухин с родителями: Сергеем Илларионовичем и Матреной Федосеевной. Фото: архив Виктора Ащеулова

- Он просил вас о чем-то при жизни?

- Всегда просил молиться за него. Когда мы получили известие о смерти, то в воскресенье во время службы, когда перечислял имена за здравие, я будто оцепенел и даже произнес по памяти две первые буквы его имени. Следом за здравной идет заупокойная - и было так непривычно произносить имя новопреставленного Валерия...

- Вы говорили с Валерием Сергеевичем про его отца? Золотухин рассказывал, что построил церковь, чтобы искупить вину своего отца, который старый храм тут разрушил…

- Искупление греха родителя - лишь одна из составляющих его порыва построить храм. Мы хоть и говорим, что дети не отвечают за родителей, но, когда ребенок может не пойти по стопам своего родителя, - это достойный пример. И тем не менее всегда к родителям он относился с большим трепетом и сыновней любовью. Хотя отец его был крутого нрава.

Середина 1980-х. Золотухин (в центре) с одноклассниками. Внизу - его юношеские любви: Клавдия (1) и Светлана (2). Фото: архив Виктора Ащеулова

- Находятся и те, кто считает: "Раз строил церковь, значит, пытался замолить свои грехи".

- Когда кто-то говорит о чужих грехах, он должен в первую очередь подумать о своих. Валерий Сергеевич делал это не для того, чтобы увековечить лично себя. Вспомните: если ему не задавали вопрос о "его" храме, артист сам никогда не говорил о нем. А сам тут часто бывал, поднимался на колокольню. Один из колоколов в нашей звоннице имеет две иконы - великомученика Валерия и мученицы Ирины (видимо, в честь гражданской жены артиста Ирины Линдт. - Ред.). И на этом колоколе есть такая надпись: "Не забудь, что я есть у тебя!"

- Золотухина похоронили у храма. Здесь могут покоиться не только ­священнослужители?

- На территории храма можно хоронить и членов семьи священников, и благотворителей. Теперь мы будем всегда заботиться о могиле Золотухина.

6 августа 2012 года. Быстрый Исток. Золотухин в гостях у Ащеулова. До трагедии полгода. 71-летний артист стоит на голове - так он делал каждое утро всю жизнь. Как объяснили потом родным актера врачи, мозг привык к мощнейшему давлению. Фото: архив Виктора Ащеулова