26 ноября
Загрузить еще

Львовский мусор собираются превращать в "камень", а Грибовичскую свалку засадят цветами

Львовский мусор собираются превращать в
Фото: Больше двух месяцев прошло со дня трагедии на горящей свалке в Грибовичах. Фото: пресс-служба ГСЧС Украины во Львовской области

500 тонн отходов в сутки

Больше двух месяцев прошло со дня трагедии на горящей свалке в Грибовичах. Погибших под завалами мусора трех спасателей похоронили, а тело четвертого, пропавшего 61-летнего эколога, так и не нашли. И до сих пор не решили мусорную проблему города. После закрытия Грибовичского полигона бытовых отходов оказалось, что львовянам попросту некуда девать отходы. А ведь Львов в сутки производит около 500 тонн мусора. И ни один полигон в области не может полностью принять такое количество хлама.

До недавних пор часть львовского мусора вывозили в Киев, где сжигали на мусороперерабатывающем заводе "Энергия". Киевлян такое положение дел совершенно не радовало, люди в соцсетях возмущались, что им и своих отходов с лихвой хватает, а тут еще львовские проблемы решай. Но уже с 1 августа "Энергию" закрыли на ремонт, а Львов вновь остался один на один с мусорной проблемой. Львовяне уже забеспокоились, заговорили о мусорном коллапсе, но тут руку помощи "соседям" протянули Черновцы. Черновицкий городской совет согласился принять на с свалку вблизи с. Черновка 833 тонны бытового мусора из Львова. Такое количество отходов областной центр Буковины производит за 3 дня.

-Объем мусора, который  согласились принять Черновцы, не  очень большой, это фактически  суточная норма нашего города, - рассказал мэр Львова Андрей Садовый. – Но мы благодарим, потому что это очень важно, в случае необходимости, 1-2 машины в день вывезти. Будем скоро приступать к стабилизации и рекультивации существующего полигона, это для нас очень важно. Многие другие города соглашаются помочь, некоторые боятся и не соглашаются. Приятно, что есть люди, которые обладают чувством ответственности.

Так что до конца 2016-го в Черновцы будут вывозить часть львовского мусора. Не бесплатно, за эту услугу Львов заплатит 105 тыс. грн. Остальную часть отходов фирмы-перевозчики будут развозить по нескольких полигонам Львовской области.

Тема мусора моментально перекочевала в соцсети и стала стимулом для "народного творчества". Фото: соцсети

"Мусорные камни"

До конца года осталось не так много времени. Какие же перспективы ждут львовский мусор в дальнейшем? Как оказалось, на этот ответ нет ответа даже в мэрии. Пока что решили власть имущие уже с сентября возобновить вывоз мусора на… Грибовицкую свалку. Но перед этим часть львовских отходов будут прессовать в большие тюки. На окраине Львова, на территории завода "Сельмаш" уже обустроили специальную площадку для такого дела. Также закупили парочку прессов, обустраивают сортировочную линию. Сначала хлам будут сортировать, а потом – прессовать в так называемые "мусорные камни".

- Сейчас тонна мусора занимает объем 6,06 м3, - рассказал начальник управления жилищного хозяйства Львовского горсовета Юрий Голец. - А такое же количество отходов в спрессованном состоянии займет всего один тюк размером 1 м3.

В тюках не будет влаги, поэтому мусор не будет гнить. "Мусорным камнем" будут заполнять и укреплять склоны и другие места возможных оползней на Грибовичской свалке. А после того, как риск новых обвалов сведут к минимуму, приступят к рекультивации.

А пока что город ожидает конкретизации суммы сотрудничества с Европейским инвестиционным банком по рекультивации полигона и строительстве нового мусороперерабатывающего завода. Первый этап рекультивации уже стартовал – на Грибовичской свалке начали очистку озер-фильтратосборников. Путем естественного испарения воды из инфильтратов хотят уменьшить их объем. Работы продлятся минимум 2 недели.

А что касается строительства мусороперерабатывающего завода, то пока этот вопрос застопорился, в области так и не нашли место под такое предприятие, жители против.

Львовский мусор отправляли в Киев, а сейчас вывозят в Черновцы. Фото: соцсети

На полигоне зазеленеет трава?

Пока в мэрии решают дальнейшую судьбу львовского мусора, злополучная Грибовичская свалка находится под охраной. На подъезде к полигону стоит пост патрульных, а возле мусорного склона дежурят сотрудники "Муниципальной дружины". Мусоровозы здесь не проедут.

Однако жители близлежащих сел утверждают, что мусор в Грибовичи все же вывозят. Селяне говорят, что видели парочку накрытых брезентом грузовиков одной из автодорожных фирм. Якобы так из Львова отходы транспортируют на официально закрытую свалку. Также на днях львовские активисты заявили, что на полигоне появился холм "свежего" мусора и следы от машин.

В ЛКП "Збыранка", которое содержит свалку, категорически отрицают возобновление вывоза мусора в Грибовичи.

-Грибовичский полигон закрыт, отходы туда не вывозят, и никакого свежего мусора там нет, - рассказал "КП" в Украине" директор ЛКП "Збыранка" Владимир Заник. – Правда, на днях к свалке пытался прорваться микроавтобус с не львовскими номерами. Машина была загружена хламом. Сотрудники полиции сразу же развернули авто в обратном направлении.

-Какое положение дел сейчас на полигоне? Действительно ли есть угроза нового обвала?

-Ученые из "Львовской политехники" проводили исследования и установили, что хоть мусор и перемещается, но опасности больших сдвигов нет, - отметил Владимир Заник. – Трещина длинной 80 метров, которая появилась в горе мусора, не увеличивается. Пока панируем укреплять склоны полигона "мусорным камнем". И приступаем к рекультивации.

Рекультивацией ученые называют комплекс мер по экологическому и экономическому восстановлению земель, плодородие которых существенно снизилось из-за человеческой деятельности. В отношении Грибовичской свалки такие работы продлятся, по самым скромным подсчетам, не одно десятилетие. И потянут, по предварительным подсчетам, более 213 миллионов гривен.

-Но есть надежда, что через 20-30 лет на месте мусорных гор будет зеленеть трава и цвести цветы, вырастут кусты, - оптимистично заверил нас директор ЛКП "Збыранка" Владимир Заник. – Верим, что природа в этой местности восстановится.

Мы тоже верим. А что остается?