22 ноября
Загрузить еще

Любимый катер Брежнева затонул от старости

Любимый катер Брежнева затонул от старости
Фото: Так проходит мирская слава. Фото: 1tv.od.ua

Ржавая и прогнившая калоша, зажатая между двумя катерами в Практической гавани Одессы, ничем не напоминала легкий и нарядный "Буревестник", на котором в свое время любил с ветерком прокатиться генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.

Эх, были времена - ноги генсека утопали в пушистом ковре, расстеленном на палубе, ветер шевелил волосы красавиц, сопровождавших Леонида Ильича… 

Построенный в 1964 году катер предназначался для береговой охраны. Но позже судно переоборудовали в яхту для прогулок первых лиц советского руководства и прочих VIP-персон. В 70-е годы на ней часто проводил досуг Леонид Ильич Брежнев.

- Он любил отдыхать на этом катере во время отпуска в Крыму, - рассказывает историк Андрей Горностаев.

Сейчас из-под холодной темной воды торчит лишь верхушка некогда нарядной прогулочной яхты. После смерти генсека участь "Буревестника" никого не интересовала. Судно передали в Черноморское морское пароходство, где за ветхим катером практически не ухаживали. А со временем и вовсе разворовали большую часть оборудования. Раритетные экспонаты с катера успели передать в ялтинский музей истории флота, а в 1995 году яхту списали, так как для эксплуатации она больше не годилась.

- Тогда же "Буревестник" выкупил одесский бизнесмен, - говорят в пресс-службе ВМС. - Он хотел его привести в порядок, но отремонтировать так и удосужился.

Несмотря на то что катер не находится на балансе ВМС, военные моряки пытались спасти судно, увидев, что оно идет ко дну. К плавсредству направили аварийно-спасательную бригаду, но те не успели сохранить яхту.  

Сейчас говорят, ко­рабль-па­мятник якобы принадлежит некому офицеру СБУ, который хранил его как артефакт. Соответственно, ему и решать, как дальше быть с "гнилым" раритетом. 

ТТХ

"Буревестник" отличался превосходными для тех времен техническими характеристиками. Корпус катера был изготовлен из трехслойной древесины, каждый из двух дизельных моторов имел мощность четыре тысячи лошадиных сил. Прогулочное судно развивало скорость до 70 км/час. На корабле установили одну из самых надежных радиостанций - "Рейд-1". 

КОМПЕТЕНТНО

- Судно - ценный исторический памятник класса люкс, который использовали также во время торжеств руководящей эскадры. Чтобы возродить его и подобные суда, в Одессе создали фонд, который так и назвали "Золотой истории и возрождения флота Черного моря "Буревестник". После ситуации в Крыму его начинания заморозили, - рассказывает глава фонда Валерий Ильенков. Он также отметил, что судно обладало отличными характеристиками, но в ВМС не реагировали на их просьбы сохранить раритет.