Загрузить еще

Проект УПК: Сделки для обвиняемых и допросы по Интернету

Проект УПК: Сделки для обвиняемых и допросы по Интернету
Фото: Главная задача проекта - уравнять обвинение и защиту в правах. В нынешнее время у обвинения возможностей куда больше.

Если Совет Европы одобрит подготовленный документ, то и Верховная Рада сразу же возьмется за изучение нового Уголовно-процессуального кодекса Украины, который может сыграть важную роль в судьбе любого из нас. Ведь от сумы и от тюрьмы, как известно, зарекаться не стоит.

Чем же будет отличаться новый УПК от старого - об этом "Комсомолка" беседует с доктором юридических наук, президентом Института правовой политики, бывшим министром юстиции Николаем ОНИЩУКОМ.  

ИЗГНАТЬ СОВЕТСКИЙ ДУХ

- Николай Васильевич, зачем понадобилось менять Уголовно-процессуальный кодекс?

- УПК, который сейчас в действии, самый старый из всех существующих процессуальных актов в Украине. Он принят в 1960 году и по духу своему является постсоветским: сторона обвинения доминирует над стороной защиты. За время независимости Украина прошла путь больших реформаций, а уголовно-процессуальное законодательство лишь подвергалось незначительным изменениям. И это проблема начала достаточно остро проявлять себя в обязательствах, которые наша страна  принимала, вступая в Совет Европы.

- Что конкретно надо адаптировать к Европе?

- В первую очередь - усилить сторону защиты. Сейчас адвокат процессуально слаб, его ходатайства в интересах подзащитного могут отклонить. А в новой редакции УПК адвокат и сторона обвинения, можно сказать, уравнены в правах. Адвокатам предоставят право знакомиться с материалами дела в ходе следствия, а не после его окончания, как сейчас. В таком случае защитник может последовательно выстраивать свою тактику и стратегию, зная, каким "оружием" располагает обвинение. 

Доктор юридических наук, президент Института правовой политики Николай ОНИЩУК.

ПРОКУРОРСКАЯ РОЛЬ - НАДЗОР

- Вы говорили об изменении роли прокуратуры…

- Прокуратура будет лишена права расследовать уголовные дела. Это орган по Конституции является надзорным, и он должен осуществлять именно надзор, а также поддерживать государственное обвинение в суде. Все функции следствия в новой редакции УПК предлагается передать криминальной милиции.

- Но не увеличит ли это милицейский беспредел?

- Думаю, нет. Функции прокуратуры не сужаются. Прокурор обязан будет не только надзирать за следствием, но и осуществлять руководство. Прокурору надлежит определять, какие следственные действия следует выполнить, какие назначить экспертизы, кого допросить. Хотя свидетельские показания на этапе следствия по новой редакции УПК не будут иметь решающего значения. Сторона обвинения будет лишена права апеллировать в суде к показаниям, которые были получены ранее.

СОГЛАШЕНИЕ ВМЕСТО ЯВКИ

- Между тем судьи в приговорах то и дело опираются именно на показания, полученные в ходе предварительного следствия, даже если человек в суде меняет свидетельства…

- Эту практику призван сломать новый УПК. Когда речь идет о судебном рассмотрении дела, необходимо законодательно гарантировать конституционный принцип непосредственности судебного исследования. Прокурор не должен заносить судье до начала процесса пухлые тома уголовного дела, а судья - монотонно зачитывать их в зале. Новая редакция кодекса подразумевает, что прокурор будет представлять только документ в несколько страниц по сути обвинения. А судья, опираясь на него, назначает дело к слушанию и проводит судебное расследование. Это, кстати, должно решить проблему выбивания признаний из подозреваемых. Любые показания, которые соберут на этапе предварительного расследования, могут стать доказательствами только при непосредственном изучении их судом.

- Выходит, пресловутая явка с повинной уже не будет иметь юридической силы?

- Вводится другой процессуальный институт. Новая редакция УПК предусматривает, что между обвиняемым и следствием может быть заключено соглашение (и не только по делам частного обвинения). В случае признания вины обвиняемому смягчают наказание.

- Сейчас это тоже могут пообещать. А суд решает по-своему.

- Согласно новой редакции УПК соглашение о примирении будет юридическим договором, который подпишут обе стороны. И суд его утвердит. 

ОПРАВДАТЕЛЬНЫХ ПРИГОВОРОВ СТАНЕТ БОЛЬШЕ

- Интересная ситуация получается: если суд, обнаружив ошибки следствия, отправляет дело на доследование, те, кто их допустил, ответственности не несут.

- С моей точки зрения, следователи, сделавшие работу непрофессионально, должны нести ответственность. Но в новой редакции УПК такая практика, как направление дела на доследование, исключена. Любая недоказанность вины или самого факта преступления должна повлечь вынесение оправдательного приговора. Недостатки доказательной базы впредь не смогут быть исправлены. Это позволит существенно повысить процент оправдательных приговоров с нынешних 0,02, возможно, до 2 процентов.

- Апелляционные суды по-прежнему будут иметь право направлять дела на новое рассмотрение в суды низшей инстанции?

- Согласно новой редакции, если суд первой инстанции допустил ошибки, Апелляционный суд обязан их исправить, рассматривая дело практически заново. Возможности отправить дело на новое рассмотрение резко сужаются. Например, если судебное решение вынесено незаконным составом суда, дело слушалось без обвиняемого или с нарушением прав подсудимого.

- Сегодня потерпевшие по уголовным делам часто жалуются на свою бесправность…

- Эта ситуация тоже изменится. В новой редакции УПК потерпевшему предоставляется право знакомиться с материалами уголовного производства. Пострадавший станет полноправным участником процесса, по сути, его третьей стороной. Он будет наделен значительными процессуальными полномочиями, сможет требовать назначить экспертизу, вызвать своих свидетелей, и эти требования обязаны будут удовлетворить. 

БУДЬ В КУРСЕ

Что предлагается в проекте кодекса 

  • Адвокат получит право знакомиться с материалами дела ходе следствия, а не после его окончания, как сейчас.
  • Сторона обвинения не сможет апеллировать к показаниям, которые были получены до суда. Решающие значение будут иметь показания, полученные во время судебного следствия. 
  • Прокуратуру лишат права расследовать дела. За ней оставят только надзор и госбвинение. 
  • Вводится понятие домашний арест, личное обязательство. По экономическим преступлениям предлагается применять исключительно залог. Допросы и очные ставки разрешается проводить дистанционно (видеоконференции, skupe)
  • Срок содержания под стражей до суда ограничивается: до 6 месяцев по преступлениям средней тяжести, до 12 месяцев - по тяжким. 
  • Вводится институт суда присяжных по делам, которые предусматривают пожизненное лишение свободы. 
  • Вводится институт юридического соглашения между подозреваемым и следствием о признании вины. Это существенно разгрузит суды. 
  • Дела не будут отправлять на доследование. Недоказанность  вины в суде должна повлечь оправдание. 
  • Отменяется понятие "возбуждение уголовного дела". Следователь просто должен будет внести сведения о преступлении в единый реестр досудебных расследований. 

Компетентно 

Вадим КОЛЕСНИЧЕНКО, народный депутат:

- Проект нового УПК - это возможность создать в Украине европейскую процессуальную систему. Тут два основополагающих пункта: объективная состязательность сторон и юридическое соглашение межу обвиняемым и следствием. Такое соглашение позволит минимум наполовину разгрузить суды от длительного рассмотрения ряда дел и дать возможность сосредоточиться на самых важных. С другой стороны, институт соглашения может быть превращен в систему договорных дел, которых и сейчас предостаточно. Но это уже будет зависеть от нравственного состояния общества.  

Татьяна ЯБЛОНСКАЯ, юрист "Дома свободы в Украине":

- Меня удивляет, как в проекте нового УПК сформирован суд присяжных. Да сама идея его нивелирована! Суд присяжных - это глас народа, и такой суд должен прозвучать по всем сложным, запутанным уголовным делам, а не только по тем, где предусмотрена высшая мера наказания. В то же время хочу отметить, что проект имеет много положительных моментов. Это и уравнение в правах защиты и обвинения, и институт судьи-следователя. 

Фото УНИАН.