25 ноября
Загрузить еще

Новый Уголовно-процессуальный кодекс будет оценивать Европа

В ночь на Страстную пятницу Верховная Рада все-таки разделалась с новым Уголовно-процессуальным кодексом, отметя львиную долю из около 4000 поправок, предложенных оппозицией. В знак протеста ее представители покинули около одиннадцати вечера зал заседаний. До четырех утра продержались более полусотни депутатов от большинства, ловко манипулируя карточками коллег. Таким образом, УПК был принят во втором чтении 271 голосом из минимально необходимых 226. 

Как уже рассказывала "КП", кодекс существенным образом меняет систему ведения следствия и судопроизводства. В частности, отменяется такое понятие, как возбуждение уголовного дела, прокуратура теряет функцию следственного органа, вводится суд присяжных по особо тяжким преступлениям, в качестве альтернативы взятию под стражу вводятся домашний арест и залог.

В то же время представители оппозиции называли ряд статей антиконституционными и заявили о своем намерении доказать это в Конституционном суде. Следуя рекомендациям ПАСЕ, президент Виктор Янукович пообещал не подписывать кодекс, пока он не пройдет еще одну экспертизу у европейских экспертов. Планируется, что новый УПК должен быть введен в действие с 1 января 2013 года. 

Вадим КОЛЕСНИЧЕНКО, народный депутат от Партии регионов:

- Новый УПК - это без преувеличения революционный прорыв. Он гарантирует отсутствие пыток в милиции, выбивает из рук органов инструмент по вымогательству денег, поскольку такое понятие, как возбуждение уголовного дела, отменяется. Не секрет, что сейчас оно используется для того, чтобы стребовать взятку, а потом дело закрыть. Отменяется практика отправки дела на доследование, защитник получает больше полномочий.

Я, как бывший адвокат и бывший следователь, с огромным удовольствием начал бы работать в рамках этого закона. 

Вадим КАРАСЕВ, политолог:

- Новый УПК, как говорят французы, "дьявол в деталях". За проевропейской ширмой и в целом прогрессивными новациями могут скрываться серьезные проблемы. Да, есть послабления. Возможно, уголовное преследование не будет столь четко выражено в качестве основного регулятора бизнес-экономических отношений. Но главное, чего нет: прокуратура, МВД, СБУ по-прежнему остаются неподотчетны парламенту и избирателю. Общество не может на них влиять. Возможно, частичное улучшение в области уголовной юстиции и будет, но не во всей системе юстиции.