Загрузить еще

Годовщина авиакатастрофы "Боинга": что выяснили следователи из Нидерландов

Годовщина авиакатастрофы
Фото: Фото: Eastnews

Три актуальных вопроса о крушении "Боинга" 

1.Почему так долго длится следствие? 

- Расследование длится так долго по одной простой причине - оно глубоко заполитизировано. Выбирается нужный политический момент и условия для обнародования его результатов. Окончательные выводы экспертов будут иметь мощный политический эффект. Так что как только представится подходящий момент, "бомба" "Боинга" будет запущена, - рассказывает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.  

Впрочем, есть и другое мнение. 

- Год - это еще не много. Расследования подобных авиакатастроф в принципе длятся годами. Нет таких прецедентов, даже в более благоприятных условиях и при большей помощи со стороны властей, чтобы расследование длилось меньшее время. Это действительно долгий процесс, потому что он требует огромного количества экспертиз и прочего. И если эксперты справятся за несколько месяцев, скорее всего, к ним возникнут вопросы и сомнения в объективности расследования, - считает директор Киевского института проблем управления им. Горшенина Константин  Бондаренко. 

2. Дойдет ли дело до международного трибунала? 

- Вероятность трибунала достаточно велика. Но практика показывает, что это необъективная инстанция, какой-то правды и справедливости я бы от трибунала не ждал, - отмечает Павел Рудяков, заведующий отделом проблем европейской интеграции Национального института стратегических исследований. 

Правда, не все специалисты уверены в том, что дело до трибунала все же дойдет. 

- Тема международного трибунала звучит больше для СМИ и пиара. Ведь действует международный суд ООН, который можно было бы использовать в данном случае. Кроме того, почему бы не рассматривать это дело в Украине - на территории страны, где и произошла трагедия.  Вероятность трибунала стремится к нулю - очевидно, что этот вопрос будет заблокирован Россией, - считает Руслан Бортник. 

3. Найдут ли виновников трагедии? 

- Вполне вероятно, что виновные все-таки будут названы. Однако этот инцидент будет вызывать споры историков даже через сто лет. А возможность посадить за решетку каких-то реальных людей - это вообще из области фантастики, - говорит Константин Бондаренко. 

Однако процесс поиска истины, по мнению аналитиков, может затянуться на годы.

- Виновных в трагедии попытаются назвать, хотя бы коллективно - будут озвучены какие-то вооруженные силы, отряды. Но в любом случае какая-то из сторон обвинение не признает, и это сильно усложнит процесс поимки виновников. Вопрос реальной справедливости будет отложен на десятки лет, - рассказывает Руслан Бортник.

Фото: Eastnews 

ЛИЧНОЕ

Родственники жертв "Боинга": "Каждый день для нас - 17 июля" 

Люди считают, что расследованию причин катастрофы мешает геополитика 

В спальне сына ничего не трогали

Гостиная Силен Фредрикс-Хурзанд и ее мужа Роба из Роттердама (Голландия) заставлена цветами в память о погибшем сыне Брюсе и его девушке Дэйзи Оехлерс. В спальне влюбленных все осталось, как и год назад, когда они улетели в отпуск на Бали, пишет Roanoke Tames. 

- Когда мы узнали об авиакатастрофе, мир остановился, словно по щелчку. И как жить? Мы вроде бы знаем, жизнь продолжается, но принимать в ней участие очень тяжело, - говорит Силен. 

Для многих семей 298 пассажиров самолета Малазийских авиалиний главные вопросы: Кто сбил самолет? Накажут ли виновных? Почему "Боинг-777" летел над зоной военных действий? - спустя год так и остались без ответа. Группа международных экспертов, занимающаяся расследованием катастрофы, обещает опубликовать официальные причины крушения не раньше октября, голландское бюро криминальных расследований - не раньше конца 2015 года. Члены комиссий уверяют: подобные дела не расследуются быстро, но потерявший сына Роб Фредрикс боится, что причиной задержки могут быть экономические и геополитические интересы.

- Они работают слишком медленно и слишком тщательно, как будто боятся. Прошел год, но никакого прогресса нет. Дело об авиакатастрофе увязло в политике, - считает Роб.

Разрывали могилу детей, чтобы добавить останки

22-летний австралиец Джеймс Ризк из Мельбурна, наоборот, верит, что убийцы его родителей Альберта и Мари Ризк будут найдены и наказаны. Его надежда поддерживается верой в правосудие и честность правительства Австралии. Крушение "Боинга" семье Ризк было второй трагедией за четыре месяца - дядя и тетя Джеймса находились на борту малайзийского авиалайнера MH370, который 8 марта рухнул в Индийский океан.  

Поэтому Джеймс Ризк рад (если можно, конечно, радоваться таким вещам), что тела его родителей нашли и привезли домой. Его земляк Эверт ван Зийтвелд похоронил крохотную часть останков своего 18-летнего сына Роберта-Джена и 19-летней дочери Фредерики только в декабре. 

- Мы не могли отказаться от пакетика, который получили, ведь когда-то это было нашими детьми, и похоронили те маленькие кусочки  рядом с домом, - вздыхает Эверт. Несколько недель спустя после похорон Эверт получил еще один пакет с частью останков. Анализ ДНК подтвердил, что это фрагменты тел Роберта-Джена и Фредерики, и Эверту пришлось разрывать могилу, чтобы добавить туда кусочки костей. 

В пятницу семьи погибших соберутся в Канберре и Амстердаме, чтобы потребовать справедливого расследования причин крушения авиалайнера и почтить память своих близких. 

- Для нас каждый день - 17 июля, - говорят они.

 

ИДЕТ СЛЕДСТВИЕ

Крушение Boeing 777: после авиакатастрофы прошел год 

Эксперты называют это расследование самым сложным за всю историю. 

Ровно год назад в Донецкой области произошла крупнейшая авиакатастрофа XXI века. Крушение самолета Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявшего рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, произошло 17 июля 2014 года неподалеку от города Торез. На борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли.

Многочисленные эксперты из разных стран, среди которых Нидерланды, Малайзия, Бельгия, Австралия и Украина, продолжают разбираться в причинах и обстоятельствах трагедии. Обработан колоссальный массив информации и улик, но работа еще не закончена. 

СЧИТАЛКА "КП" 

После аварии аэроперевозки обвалились на треть 

А страна недосчиталась в казне 350 миллионов.

После падения малайзийского "Боинга" самолеты над нашей страной начали летать "в объезд". А следовательно, Украина недополучила деньги, которые авиакомпании платили за воздушные коридоры. 

- Стоимость воздушного коридора рассчитывается по сложной формуле, которая зависит от километража пролета, максимальной взлетной массы самолета, количества посадок, - пояснил "КП" в Украине" транспортный эксперт Василий Шевченко. - Если говорить конкретно, то, например, для упавшего "Боинга", максимальная взлетная масса которого составляет 247 тонн, стоимость коридора составляла приблизительно 100 евро за 100 километров. Плата за коридоры поступает в бюджет компании "Украэрорух", годовой доход которой превышает миллиард гривен.

 

Согласно статистике "Украэроруха" за 2014 год, ситуация выглядит не слишком радужно, особенно в сравнении с предыдущими годами. Если начиная с 1993-го количество полетов ежегодно росло (за исключением 1998-го и 

2009-го), то по итогам 2014-го цифры обвалились более чем на треть (подробнее см. таблицу). Таким образом, мы вернулись к уровню 2006 года, а "Украэрорух" недополучил порядка 350 млн гривен.