Государственное бюро расследований, заработавшее полгода назад, отчиталось о результатах работы за 2018 год. Глава ГБР Роман Труба на брифинге 28 марта рассказал, в отношении представителей каких ведомств открыто больше всего производств.
На первом месте оказались представители Национальной полиции.
- Среди представителей правоохранительных органов больше всего фигурирует работников Национальной полиции - это 2201 человек, - сообщил Труба.
Он тут же заметил, что это нарушения в отношении всех правоохранителей - от патрульного до руководителей подразделений, и, учитывая, количество правоохранителей в стране, такая численность фигурантов "не является вопиющей".
На втором месте представители прокуратуры (226 производств), СБУ (92 дел) и сотрудников фискальной службы (91).
Роман Труба сказал, что больше всего производств открыто в отношении правоохранителей, из них 22 дела по фактам пыток, 442 уголовных процесса по фактам превышения полномочий с применением насилия.
Второе место это производства по военным преступлениям. Среди фигурантов расследований также 202 судьи, 30 депутатов Верховной Рады и всего семь чиновников.
Чаще всего парламентарии фигурируют в делах о нецелевом использовании бюджетных средств.
- Депутаты еженедельно к нам приходят и дают показания, - говорит Роман Труба.
По его словам, следователи ГБР работают над этими делами с финансистами и экономистами, они помогают установить точную сумму ущерба.
В то же время насильно на допрос народного депутата не приведешь – для этого нужно разрешение Верховной Рады.
Государственное бюро расследований создано Верховной Радой в феврале 2016 года, но заработало лишь в ноябре 2018-го, после того как директора нового ведомства выбрали на конкурсе. Роману Трубе тогда проиграл, в том числе, главный военный прокурор Анатолий Матиос.
На брифинге 28 марта 2019 Роман Труба сказал, что бюро расследований полноценно не работает, так как до сих пор не созданы оперативные подразделения. Для этого Верховная Рада должна внести в Закон Украины "О Государственном бюро расследований" должность оперативного работника.
- Мы не можем объявить конкурс на оперативные должности и принять на работу соответствующих работников. Это означает, что в ГБР не работают оперативные подразделения: мы не можем вести наблюдение, снимать информацию с каналов связи, осуществлять собственные оперативные разработки. У нас не работает управление специального назначения, - объяснил Труба.
- 17 мая прошлого года Верховная Рада приняла в первом чтении и за основу законопроект, который исправлял эту проблему. Однако больше Верховная Рада до него не возвращалась. Сколько бы его не выносили в повестку дня, сколько бы мы не обращали внимание народных депутатов и общественности на эту проблему, сколько бы ни поднимали обсуждений, результат одинаков - его нет. Из этого я делаю вывод, что народным депутатам ГБР не нужно, и вероятно удобнее, когда мы вроде бы работаем, но с "завязанными ногами", - считает Роман Труба.
Государственное бюро расследований призвано расследовать преступления должностных лиц высокого уровня - экс-президента, Кабинета министров и руководителей ведомств, судей, а также военные преступления. Генпрокуратура сможет предъявлять их расследования в суде.