Загрузить еще

Цыган стал православным дьяконом часть 1

Цыган стал православным дьяконом часть 1
Фото: Дьякон Элизбар (Иванов) - первый и пока единственный цыган в России, который получил церковный сан.

- А говорят, чудес не бывает, - глаза отца Андрея улыбаются. В руке бряцает связка ключей от храма. Знобкий ноябрьский ветер подталкивает нас в восковое тепло Преображенского собора старинного города Кимры.

Когда-то городок в Тверской области славился своими ремесленниками. Здесь производили лучшую в России обувь. Но с 90-х годов прошлого века Кимры стали греметь гулко и загробно. На перроне от местных наркоманов было не протолкнуться. За дозу для себя они бегали через «железку» в цыганский табор и несли отраву к вагонам, спешащим в Москву...

Сегодня в Кимрах другая достопримечательность. Цыган стал дьяконом. Впервые в России! И наркоманы притихли. Ромалы-наркодилеры разбегаются кто куда.

Отец Андрей говорит, что неспроста наркопреступность пошла на спад, как раз когда цыган Эдик Иванов преобразился в дьякона Элизбара:

- Он наша главная победа в войне с наркомафией!

Если так, то ведь и правда - чудо.

Псалтырь вместо букваря

Дорога к храму - мимо длинного городского кладбища. Возле еще светлых крестов пестро от венков. Даты рождения - начало восьмидесятых. Наркота заставала местных в юности...

Дьякон Элизбар служит в Иерусалимской церкви, что в Белом Городке, под Кимрами. Стройная колокольня, будто маяк, рассекает спокойный горизонтальный пейзаж. Волга здесь тихо поглощает речку Хотчу.

- Хочу выразить благодарность нашему владыке, что он доверился мне, недостойному, - волнуется дьякон-цыган и, заразительно улыбаясь, сбивается с официоза. - Напишите, ладно? Ну, по-братски...

- Карьеру священника хочешь сделать?

- Как Бог даст, - обратно серьезнеет цыган. - Мне и дьяконом нравится. Батюшка ведь во время службы олицетворяет самого Христа, а я - красоту создаю.

Имя Элизбар - вовсе не цыганское. Грузинские князья Бидзин, Шалва и Элизбар в XVII веке отбили у персов Кахетию (восточная часть Грузии). Но князей предали свои же. Шах не смог обратить будущих святых в мусульманство и отрубил им головы. Сейчас мощи Бидзина, Шалвы и Элизбара - в монастыре неподалеку от грузинского Гори.

- Вот какие люди были! - восхищен дьякон. Историю своего нового имени он изучал на церковно-славянском: аз, буки, веди... - Современный букварь мне отец Андрей потом уже подарил. Я его за три дня выучил. Если честно, мне Псалтырь читать удобнее.

Как неграмотный 18-летний цыган (сейчас дьякону 28) пришел к церкви? Сам Элизбар говорит, что будто какой-то внутренний голос звал его в храм.

- Может, и звал, - усмехается в бороду отец Андрей. - Только я лично думаю: Эдику просто крест нательный нравился. Ну хотелось ему носить - красиво же.

«У цыган все наоборот»

Такая прозаическая версия собственного воцерковления Элизбару не по вкусу. Тем более что дальше с цыганом Эдиком происходили, и правда, удивительные вещи.

- Он стал ходить в храм ежедневно. Отстоит всю службу, а что непонятно - потом у меня спрашивает, - свидетельствует отец Андрей.

- А как же родственники? Они знали о крещении?

- Мама была против, - отводит взгляд дьякон. И поправляется скороговоркой. - Но она тоже недавно крестилась, правда! И сестра с братом - тоже...

Элизбар - старший, всего в семье семеро детей.

- Познакомишь со своими?

Цыган мотает головой.

- Почему? Стесняешься?

Дьякон мнется.

- Что, боишься?

- И это тоже, - совсем поник Элизбар.

- Это опасно, - уводит нас в сторонку отец Андрей. - У него только-только отношения с родней наладились. Богомольство у цыган за позор считается. Одно дело - если бабушка иконе кланяется, и другое - парень молодой... Вообще у цыган все наоборот! Если жене изменяешь, законы нарушаешь, ты - герой.

- А у многих русских сегодня разве не так?

- Русские не селятся таборами и не продают наркотики оптом. - На добром лице батюшки глаза вспыхивают очень даже воинственно.

«Экстремист» в рясе

Отец Андрей знает, о чем говорит. А его знают все окрестные наркоманы и ромалы из наркотабора. Батюшка всего пять лет назад готов был благословить народ на цыганский погром. Кимры по всей Центральной России слыли «наркостолицей». Шприцы валялись прямо возле памятника Ленину на главной площади. А на окраине, за железнодорожной станцией Савелово, быстро вырастал, как поганки, цыганский поселок в два ряда добротных кирпичных домов. 

Цыган Эдик Иванов прочел Псалтырь раньше букваря. И начал жизнь с чистого листа.

- А вы бы могли спокойно смотреть, как вашим детям продают смерть? В открытую, как в магазине, на виду у милиции... - с этим же риторическим вопросом отец Андрей пришел в местное ОВД.

Правоохранители внимательно выслушали священника и... записали в экстремисты.

- Меня объявили духовником запрещенной партии РНЕ, хотели арестовать. От ОМОНа прихожане с иконами отбивали, - с задором вспоминает отец Андрей.

До цыганских погромов, слава богу, дело не дошло. Вместо этого отец Андрей организовал крестный ход. Прямо туда, в наркотабор.

- Это была акция, согласованная с местными властями, - тут священник уже говорит, как матерый специалист по связям с общественностью. За столько-то лет натренировался - еще с середины 90-х с наркобизнесом рубится. Отца Андрея в высоких кабинетах поминали исключительно с матерком. Зато ржавый властный агрегат с натугой и скрипом, но все же заработал: сменили начальника районной милиции, в Кимрах появилось подразделение по борьбе с наркотиками.  

- К табору даже пожарную машину подогнали на случай, если вдруг драка начнется, - вспоминает отец Андрей тот крестный ход.

Ромалы, завидев такую грозную процессию с цыганом Эдиком и православным священником во главе, заперлись на все засовы. Отец Андрей кропил святой водой железные заборы и добротные коттеджи из кирпича.

Пару недель спустя подействовало. В табор нагрянули наркополицейские. Улов приличный: «дурь» нашли чуть ли не в каждом втором цыганском доме.

Стоп! И при чем здесь дела духовные? Наркоторговцев, получается, изгонял не дьякон Элизбар с кадилом, а ребята с крепкими затылками и автоматами наперевес...


В завтрашнем номере читайте о том, кто же на самом деле очистил Кимры от наркоторговцев и какие еще чудеса произошли с дьяконом-цыганом.