Загрузить еще

Закроют ли небо над Беларусью и выиграет ли от этого Украина

Закроют ли небо над Беларусью и выиграет ли от этого Украина
Фото: REUTERS/Paul Hanna

Реакция Европы

После того как самолет Ryanair был посажен в Минске, некоторые европейские авиакомпании самостоятельно решили облетать территорию Беларуси. Как говорится, на всякий случай. Сервис отслеживания траекторий самолетов FlightRadar показал, что рейсы авиакомпании AirBaltic начали облетать территорию Беларуси восточнее или западнее. Так, рейс из Риги в Одессу облетел территорию Беларуси над Литвой и Польшей, а самолет из Риги, летевший в Тбилиси, пролетел через воздушное пространство России.

Европейские политики делают жесткие заявления в адрес белорусских авиакомпаний. Так, премьер-министр Бельгии Александр де Кроо призвал рассмотреть возможность запрета самолетам белорусской авиакомпании "Белавиа" садиться в аэропортах стран ЕС. 

"Принудительная посадка в Беларуси рейса Ryanair FR4978 недопустима. Завтра Европейский совет должен дать четкое и однозначное сообщение. Романа Протасевича нужно немедленно освободить. Мы должны рассмотреть санкции, включая запрет посадки самолетов "Белавиа" в аэропортах ЕС", - написал де Кроо в воскресенье.

Будут ли санкции

Но придут ли к единому мнению политики относительно санкций против Беларуси и закроют ли ее авиапространство для своих самолетов, пока неизвестно. Ведь лучше всего у ЕС получается выражать крайнюю обеспокоенность, а когда дело доходит до реальных санкций, то тут и начинаются долгие дебаты.

- Для того чтобы говорить о возможных санкциях, надо понимать, что на самом деле произошло: транспортное событие или государственный теракт по отношению к   международным авиалиниям, - отметил в комментарии "КП" в Украине" транспортный эксперт Василий Шевченко. – В зависимости от этого расследованием ситуации может заниматься как ИКАО (Международная организация гражданской авиации – ICAO), так и Евроконтроль. При этом санкции могут накладываться как странами ЕС, так и другими странами – все же скандал получился на весь мир. Если будет решение, что Беларусь - это та страна, полеты над которой опасны, потоки будут перенаправлять. Для Украины с экономической точки зрения это плюс, поскольку плата за пролеты над страной – это миллионы долларов в год. Но, вероятнее всего, эти деньги нас ждут разве что теоретически. 

Как говорят эксперты, стоимость пролета такого самолета как "Боинг", максимальная взлетная масса которого составляет около 250 тонн, над территорией Украины составляет приблизительно 100 евро за 100 километров. Во времена, когда небо над Украиной было открыто для всех, то на сопровождении иностранных самолетов мы зарабатывали около 350 млн долларов в год. Сейчас этот поток в разы меньше - виноваты запрет полетов в Россию и общее снижение авиаперелетов из-за пандемии. Но если санкции против Беларуси таки введут, то часть самолетов будут летать через Украину, и выручка нашего "Украэроруха" увеличится.

Правда, по мнению эксперта, быстрых радикальных мер со стороны Европы мы, скорее всего, не увидим, поскольку, несмотря на то что безопасность полетов всегда в приоритете, интересы бизнеса тоже надо учитывать. Поэтому, говорит эксперт, реакция будет, но в каком формате, пока неясно. Вероятно, меры будут "мягкими, но удушающими".

- После выражения "глубокой обеспокоенности" Европа начнет действовать, - говорит Шевченко. – У Беларуси отберут потоки, которые можно отобрать наиболее безболезненно, перенаправив их либо на своих же членов, либо на дружеские страны. Кроме того, вопросы пролетов могут отдать на усмотрение Служб безопасности авиакомпаний. Также возможны аресты счетов высших белорусских чиновников, которыми убьют двух зайцев: и санкции введут, и деньги останутся и будут работать в Европе. Могут использоваться и другие формы преследования как исполнительными органами ЕС, так и отдельных стран.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ 

Без теста, с тестом или после прививки: куда и как пустят украинцев этим летом

Новости по теме: Беларусь авиасообщение