В первые же дни своей каденции Денис Монастырский практически выставил на улицу специалистов, которые в Национальной полиции возглавляли направление по ворам в законе и криминальным авторитетам.
Уволены были те люди, которые разрабатывали тяжелейший законопроект МВД по противодействию высшей иерархии уголовного мира. И ввели в Уголовный кодекс Украины ответственность за умышленное установление или распространение в обществе преступного влияния, в том числе в местах несвободы, а также ответственность за организацию и участие в воровских сходках. Впервые в истории Украины в юридическую плоскость вошли понятия "вор в законе" и "криминальный авторитет" с криминализацией этих статусов.
Проект закона, напомним, Рада приняла большинством голосов, и уже были предприняты решительные действия по искоренению воров в законе из сфер влияния. Но люди, благодаря которым это произошло, получили не благодарность и награды, а команду на увольнение.
Новый руководитель МВД даже не посчитал нужным заслушать отчет этой группы или хотя бы встретиться с ее руководителями - первым замглавы НПУ Евгением Ковалем и руководителем Департамента стратегических расследований Русланом Марчуком.
Такая позиция выглядит тем более странно, что президент многократно выражал поддержку критически важному для Украины проекту МВД.
"После принятия закона о ворах в законе, стратегии борьбы с организованной преступностью и девяти месяцев работы применены персональные санкции против 557 воров в законе, известных в настоящий момент в мире. Большинство из них пребывает не в Украине. А число тех, кто пребывает в Украине на свободе, уменьшилось вдвое: с 34 до 17 человек. Сегодня мы сделали все, чтобы эта цифра равнялась нулю. В ближайшее время и навсегда", – заявил Владимир Зеленский 14 мая 2021 года в своем видеообращении по итогам заседания СНБО, посвященного этой теме.
Это пламенное заявление и по сей день висит на сайте президента. Тем временем Коваль и Марчук в срочном порядке, фактически без соблюдения формальностей, уволены из полиции, а одному из самых влиятельных воров в законе изменена мера пресечения – с содержания под стражей на домашний арест.
Проблема воров в законе в Украине – тяжелое наследие Советского Союза, где эта субкультура использовалась в том числе для борьбы с диссидентами и давления на "политических" в колониях. После распада СССР криминалитет вроде и разошелся по национальным квартирам, но сохранил глубокую кооперацию и сотрудничество.
После принятия жестких законов против воров в законе в Грузии, а потом в РФ Украина оказалась безопасным пристанищем для лидеров преступного мира.
Как говорят бывалые сотрудники угрозыска, в последние годы Украина превратилась в комфортную зону для воров в законе и авторитетов. У нас они скрывались от преследования на родине, создавали новые преступные группировки, делили сферы влияния в нелегальном и полулегальном бизнесе.
При Януковиче попасть в Украину ворам в законе было несложно - коррупционная вольница в миграционной и пограничных службах тех времен стала легендой. Потом аннексия Крыма, война на Донбассе, неразбериха в госреестрах облегчили возможность получить вид на жительство или гражданство по облегченной процедуре.
Плюс сложная общественно-политическая обстановка, разбалансированные военной агрессией государственные институты. Плюс огромное количество нелегального оружия из зоны АТО/ООС…
В итоге многие лидеры преступного мира предпочли Украину своим странам или государствам ЕС, где можно было легко попасть в зону внимания Европола или Интерпола.
В Украине же борьба с ворами в законе до принятия закона была бегом по кругу: их ловили и депортировали. Они возвращались под новой фамилией и с новыми документами. И так по 5 - 7 раз. К ответственности разве что привлекались исполнители – мелкие и легкозаменяемые "сошки". Организаторы набирали новую команду и продолжали собирать урожай с нивы криминала.
При существовавшей до марта 2020 года законодательной базе привлечь к уголовной ответственности вора в законе или крупного криминального авторитета (это разные по значимости в криминальной среде, но не по организаторскому потенциалу фигуры) было практически нереально. Потому что как доказать их причастность к преступлению, совершенному по указке другим человеком? Уголовники (и не только) предпочитают не давать показаний против своих руководителей, потому что это чревато очень жестким наказанием вплоть до убийства.
Сам вор в законе по статусу рук не марает. Он лишь осуществляет общее руководство преступной группировкой, зачастую даже не вникая во все подробности ее деятельности. А юридического понятия "вор в законе" и "объект криминального влияния" в нашем правовом поле не было.
Такая ситуация позволяла самым отпетым преступникам чувствовать себя в Украине спокойно и вольготно.
При этом лидеры преступного мира не особо скрывались ни от правоохранителей, ни от общественности. Полиция поименно знала как всех живущих в стране, так и приезжающих "на гастроли" криминальных авторитетов, имела оперативную информацию об их организующей роли и преступных схемах, но фактически была связана по рукам.
Пользуясь этим, криминальные авторитеты и воры в законе курировали практически все крупные преступные схемы на территории Украины – квартирные кражи, угоны автомобилей, подрывы банкоматов, аферы под видом call-центров банков… Да, собственно, за любыми системными преступлениями стоял тот или иной "коронованный вор".
Кроме организации преступных групп, криминальные авторитеты решали проблемы "коллег", если у тех возникали проблемы с законом. На средства "общака" нанимались хорошие адвокаты, подкупались и запугивались судьи, свидетели, эксперты, потерпевшие. Если же авторитет все-таки попадал за решетку, ему обеспечивали условия максимального для зоны комфорта: чистая камера с ремонтом, телевизором, хорошей мебелью и сантехникой, доступ к телефону и интернету. Давали "работу" в виде участия в мошеннических схемах, открывали доступ к наркотикам, проституткам, прочим радостям жизни и привилегиям. При этом у лидеров преступной пирамиды сохранялась возможность продолжать руководящую роль прямо из камеры.
Кроме наличия иерархической структуры и жесткой дисциплины, одним из наиважнейших условий существования профессиональной преступности являются коррупционные связи с государственным аппаратом. Эта составляющая всем постсоветским государствам тоже досталась в наследство от Союза. Новые времена и новые технологии позволили ей выйти на новый уровень.
К моменту принятия закона о ворах в законе в Украине действовало несколько зрелых криминальных кланов под руководством сильных лидеров, имеющих огромное влияние. Каждое криминальное сообщество имело четко выраженную организационно-управленческую структуру, систему санкций и поощрений, свою экономику и финансовую дисциплину, систему конспирации, разведку и контрразведку, а главное – наработанный механизм подкупа должностных лиц и отлаженные коррупционные связи.
Не секрет, что влияние топ-персон преступного мира "дотягивалось" даже до высших государственных институтов, что позволяло создавать механизмы законодательного прикрытия криминальных схем, а также лоббировать принятие или непринятие определенных законов.
Поэтому тот факт, что Аваков смог не только инициировать разработку антиворовского законопроекта, но и пролоббировал его голосование в Верховной Раде, много говорит о политическом весе и авторитете бывшего главы МВД. Чего, увы, нет у нового министра…
4 июня 2020 года Верховная Рада Украины 236-ю голосами приняла закон Украины "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо відповідальності за злочини, вчинені злочинною спільнотою", который вводит в законодательное поле понятия "вор в законе", "объект преступного влияния" и "объект повышенного преступного влияния", "создание преступного сообщества", "руководство и участие в преступном сообществе", "установление преступного влияния", "организация, проведение и участие в сходке" и еще несколько принципиальных определений. Кроме того – и это очень важный нюанс – закон ввел уголовную ответственность за обращение к ворам в законе. То есть криминализировал псевдоправосудие, которое вершат главари преступного мира и которое является одним из важнейших источников преступного влияния.
К моменту написания этой статьи первый вердикт по этой статье уже вступил в силу. Это приговор за организацию сходки. Три фигуранта находятся в СИЗО по обвинению в создании преступного сообщества. К концу года, по прогнозам правоохранителей, ожидается около 110 подозрений "смотрящим" по тюрьмам и по областям.
Полицейские говорят, что в местах лишения свободы возник дефицит "смотрящих"! То есть, когда актуальный "смотрящий" выходит на свободу, он "передает дела" следующему: это списки общаков, каналы поступления денег, финансовые отчеты, списки "личного состава" и т.д. и куда эти деньги потратились. А после принятия нового закона никто не хочет назначаться на тюрьмы "смотрящими". Потому что будет досудебное расследование, криминальный блок даст подозрение, и к исходному сроку добавится еще один солидный.
Иными словами, впервые в истории Украины правоохранительная система получила настоящий законодательный механизм для борьбы с причиной криминала, а не его последствиями.
14 мая 2021 года Совет национальной безопасности и обороны ввел санкции в отношении 111 человек, попадающих под действие закона о ворах и криминальных авторитетах. Санкции включали в себя: блокировку активов, запрет въезда в Украину, отказ в предоставлении или отмене визы, вида на жительство, разрешения на иммиграцию, отказ в продлении срока пребывания в Украине, невозможность получения гражданства Украины и принудительное выдворение за пределы Украины.
Между датой принятия закона и наложением санкций прошел год напряженной работы Департамента стратегических расследований и многих других подразделений Национальной полиции. Нужна была команда профессионалов, которые имеют мотивацию, знания и смелость, чтобы применить новые инструменты на практике.
Со стороны Нацполиции направление по ворам в законе возглавил первый заместитель главы НПУ - начальник криминальной полиции генерал Евгений Коваль и начальник Департамента стратегических расследований Руслан Марчук, который перешел в полицию с более высокооплачиваемого поста директора Киевского территориального управления Государственного бюро расследований. Перешел именно под реализацию нового закона!
Сложившаяся команда, по мнению ветеранов угрозыска, действовала исключительно профессионально. Проводила сложнейшие операции по установке "прослушки" в местах встреч крупных криминальных авторитетов и воров в законе, в местах проведения сходок; вычисляла и прослушивала телефоны, документировала факты, которые позволяли предъявлять обвинения в преступном влиянии, в организации преступлений и преступных сообществ. При этом строго соблюдался закон, были получены все санкции, чтобы суд в дальнейшем мог принять собранную базу в качестве доказательств.
А еще нужна была политическая воля, прежде всего – министра Авакова, который поддерживал, защищал и обеспечивал своим людям возможность документировать, задерживать, предъявлять подозрения, и – что порой еще сложнее – обеспечивать твердую позицию прокуратуры как государственного обвинителя в процессе.
Редчайший в наше время пример наличия политической воли на всех уровнях явил обществу образец эффективности слаженной работы!
"Несколько известных воров в законе, которые жили на территории Украины постоянно и даже имеют украинское гражданство, решили покинуть территорию Украины и сейчас живут... на курортах, получают солнечные ванны и пьют минеральную воду, но обратно не возвращаются, хотя очень этого хотят. Есть и другие уголовные гастролеры, которые сейчас заехали на территорию Украины и пытаются влиять на криминогенную ситуацию, но мы это знаем, и мы как раз сейчас документируем их деятельность", - рассказывал Коваль еще 15 февраля 2021 года в интервью программе "Полицейская волна".
И только ветераны профессии могут оценить, какая огромная работа стоит за этим легким тоном, сколько сил, терпения, находчивости и воли. Замахнувшись на влияние королей преступного мира, полицейские должны были не только оказаться умнее, быстрее и креативнее преступников, но и отбить их атаку. Только они и их близкие знают, чем им угрожали, чем шантажировали и от каких сумм взяток они отказались!
Через считанные дни после отставки Авакова Коваль и Марчук были быстро и показательно уволены новым министром. За… А за что?
Ответа на этот вопрос в публичном пространстве нет. На вопросы журналистов не отвечают ни в пресс-службе МВД, ни в НПУ. Сами, отставные теперь, полицейские не берут трубку.
Придется поставить вопрос иначе. Не "за что?", а "вследствие чего?"
Есть инсайдерская информация, что увольнения произошли после звонка одного из заместителей главы Офиса президента. И сразу после того, как одному из двух задержанных по статье "преступное влияние" воров в законе суд внезапно изменил меру пресечения на домашний арест.
Один из самых влиятельных украинских воров в законе Олейник Сергей Александрович, он же "Умка", он же "Умка Днепропетровский", вместе с коллегой Лашей Джачвлиани - "Лашей" (он задержан по той же статье) ныне контролирует криминалитет в Днепропетровской, Одесской, Николаевской, Запорожской областях и части Западной Украины.
Статус вора в законе и преступное влияние Олейника доказано по крайней мере на этапе предварительного расследования, санкция на задержание получена, прокуратурой обвинение поддержано, мера пресечения согласно тяжести обвинения определена в виде содержания под стражей. Остался суд, который определит наказание.
Но вдруг вся картина меняется…
Беда даже не в том, что Олейник Сергей Александрович будет ждать приговора в комфорте родного дома. И даже не в том, что вне камеры он может этого решения и не дождаться на территории Украины. В конце концов это всего один частный случай, а Украину после принятия закона о ворах в законе покинули три десятка его коллег.
Большая беда в том, что это сигнал: позиция государства не монолитна. Безнаказанность можно купить. Преступное влияние по-прежнему работает. Новый закон может быть обесценен избирательным применением.
Вот это действительно тревожный звонок. Потому что победить организованную преступность можно только одним масштабным ударом и системной позицией всех - от полиции и прокуратуры до суда и высших эшелонов власти. Появись слабое звено в этой цепочке - и вся работа, все усилия и достижения становятся напрасными. Потому что, если можно одному, значит, скоро можно будет многим…
Увольнение полицейских – это второй "зеленый" сигнал для випов криминального мира: наступает оттепель…
Вот так, несмотря на громкие заявления, по сути ничего не поменялось. Система откатывается назад, пытается избавляться от честных и принципиальных. Воры в законе опять будут вершить свой закон – по понятиям.
А Украина может в очередной раз потерять уникальный шанс измениться, вырасти и сделать широкий шаг в Европу.