25 ноября
Загрузить еще

Отзыв законопроекта по Донбассу: уступка России или необходимость доработки

Отзыв законопроекта по Донбассу: уступка России или необходимость доработки
Фото: kmu.gov.ua

Украинское правительство приняло решение отозвать законопроект "Об основах государственной политики переходного периода", предусматривавший правила реинтеграции оккупированных территорий Донбасса. Этот вопрос был единственным, для принятия которого состоялось внеочередное заседание Кабмина.

Власть вынуждена оправдываться

Как пояснила вице-премьер по вопросам реинтеграции Ирина Верещук, законопроект отозвали из-за того, что Кабмин хочет воплотить рекомендации Венецианской комиссии Совета Европы. Дескать, документ необходимо изменить в нескольких пунктах, и эти изменения невозможно внести в парламенте между чтениями, а потому правительство должно безотлагательно отозвать внесенный им в Раду законопроект. Венецианская комиссия ранее действительно рекомендовала изменить законопроект о переходном периоде в отношении Крыма и Донбасса.

Тем не менее, такое намерение Кабмина вызвало шквал критики в Украине и было воспринято многими как уступка России и сдача интересов страны.  А реальной причиной срочного отзыва проекта является необходимость выполнить требование, выдвинутое России как предпосылка для проведения новой встречи «нормандской четверки» на уровне советников лидеров. Поэтому в начале января представители Франции и Германии в этом формате посетили Москву и Киев и во время визита в Украину передали на Банковую это требование Кремля.

Украинская власть вынуждена была оправдываться. Глава Офиса президента Украины Андрей Ермак заявил, что отзыв законопроекта не связан с предстоящей встречей советников лидеров «нормандской четверки» и назвал такую ​​информацию неправдой.

«Хотел бы с самого начала развеять некоторые фейки, которые сегодня начали появляться, к сожалению, и в украинских СМИ. Во-первых, якобы Украина была вынуждена принять какое-то требование кого-то об отзыве законопроекта об основах государственной политики переходного периода. Не знаю, кто как, а я могу сказать, что эта власть принимает только требования украинского народа: основное сегодня требование украинского общества – это сделать все для того, чтобы избежать эскалации, над чем мы работаем 24/7. Никаких предварительных условий проведения встречи в нормандском формате не было», - заявил Ермак в эфире программы "Свобода слова" на телеканале ICTV.

Но в то же время глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия публично признал, что потребность отозвать этот проект возникла, потому что он "не очень согласуется с нормандским форматом".

Почему отзывают законопроект

Так что в действительности происходит и какая реальная причина отзыва этого законопроекта? Да, Венецианская комиссия озвучила свои претензии к этому документу. "Из-за того, что нормы являются общими и размытыми, проект больше напоминает политические указания, чем нормативно-правовой акт", - говорится в выводе Венецианской комиссии. Но все дело в том, что свои выводы «Венецианка» прислала еще осенью прошлого года, а отзывают законопроект именно сейчас.

Ответ на этот вопрос может быть в позиции России, которая выступает категорически против принятия этого закона потому, что в нем она обозначается как государство-агрессор. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил о недопустимости принятия этого законопроекта. «Если закон «Об основах государственной политики переходного периода» будет принят, Киев тем самым провозгласит выход из Минского комплекса мер», - сказал Лавров.

26 января состоится встреча советников президентов Украины и России в рамках нормандского формата, поэтому Москва и выдвинула требования Украине по этому законопроекту.

Эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока аналитического центра «Украинский институт будущего» Илья Куса считает, что причиной отзыва законопроекта было именно требование Москвы.

«Если встреча советников «нормандской четверки» стала возможной, то это значит, что Украина пошла на какие-то уступки России. Москва же поставила ультиматум, что не будут встречаться, если Киев не пойдет на уступки. А замечания Венецианской комиссии – это только формальный повод», - считает эксперт.

Он же отмечает, что сейчас украинская власть демонстрирует тенденции к уступкам, чтобы выйти на какие-то договоренности с Россией. И этого требует от Украины Запад. Именно для этого и приезжал в Киев госсекретарь США Энтони Блинкен

Политолог Тарас Загородний также считает, что первичной причиной отзыва законопроекта является требование России. «Венецианская комиссия – это просто слабая отговорка. Сколько было ее замечаний по другим законопроектам, но Киев не спешил и не спешит их выполнять», - поясняет эксперт.

При этом он считает, что в данном случае Украина может пойти на такие уступки России и снять это законопроект. «Потому что этот документ в действительности «воздух». Там нет никакой конкретики. А разрабатывали его больше для того, чтобы давить на Россию в переговорах», - считает Тарас Загородний. Но это должен быть последний компромисс Киева.

Справка Коротко про

Законопроект «Об основах государственной политики переходного периода» посвящен тому, как будут возвращаться под украинский суверенитет деоккупированные территории. Вот нескользкого основных пунктов:

- фиксируется определение «государство-агрессор» и «государство-оккупант» по отношению к России и «оккупационные силы Российской Федерации»;

- переходной период делится на конфликтный (противодействие агрессии России) и постконфликтный (преодоление последствий);

- изданные оккупационными администрациями акты являются недействительными, кроме отдельных, которые по закону могут быть  приняты во внимание;

- принудительное или автоматическое приобретение жителями оккупированных территорий  гражданства России не может  быть основанием для лишения  украинского гражданства;

- все имущество после деоккупации возвращается  хозяевам, владеющим им по украинским  законам;

- под амнистию не попадают те участники вооруженных формирований и оккупационных администраций, которые совершили преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного криминального суда - убийства, пытки, военные преступления;

- выборы можно проводить, только если можно гарантировать невмешательство России, свободу предвыборной агитации, плюрализм, многопартийность, избирательное право переселенцев, безопасность, наблюдение ОБСЕ и других международных организаций при условии соблюдения требований Конституции и законодательства Украины.