25 ноября
Загрузить еще

Финальная точка в деле о сбитом "Боинге": как продвигалось расследование – все версии

Финальная точка в деле о сбитом
Фото: REUTERS

Окружной суд Гааги 17 ноября огласил приговор по делу о сбитом в 2014 году в небе над Донбассом пассажирском самолете рейса MH17 Малайзийских авиалиний, следовавшем из Амстердама в Куала-Лумпур.

Самолет сбили умышленно

Гаагский суд постановил, что «Боинг» был сбит ракетой российского производства. При проведении следственных мероприятий было установлено, что снаряд ЗРК «Бук» был выпущен с территории Украины, но суд признал, что зенитный комплекс прибыл именно из России. Суд особо акцентировал внимание на том, что "ДНР" привезли "Бук" из Российской Федерации. И то, что поражение самолета было умышленным.

Суд приговорил Гиркина, Харченко и Дубинского к пожизненному заключению. Никто из них не подал заявлений в отношении этого дела. Гиркин все время отрицал причастность "ДНР" и своих бойцов к катастрофе самолета, Дубинский заявляет лишь о якобы фальсификации доказательств, а Харченко заявлял о якобы отсутствии "Бука" в указанном районе.

Высказывания обвиняемых суд расценил как оторванные от реальности, что способствовало усилению наказания. Несмотря на заявления о том, что обвиняемые полагали, что сбили военный самолет, а не пассажирский, суд признал их действия как умышленные, приведшие к смертельным последствиям. И это также усилило тяжесть обвинения. Они виновны в убийстве 298 человек.

Суд постановил, что на четвертого обвиняемого - Пулатова не накладывается никакая уголовная ответственность, как на других обвиняемых. Пулатов объявляется невиновным по обоим пунктам, по которым он подозревался. Таким образом отклоняется требование прокуратуры поместить его в тюрьму.

Вынесенное судом решение может быть обжаловано. Для прокуратуры и обвиняемых срок обжалования составляет 14 дней после вынесения приговора.

Ни один из обвиняемых не арестован и не присутствовал на судебном процессе, лишь одного - Олега Пулатова заочно представляли нидерландские адвокаты.

История вопроса

17 июля 2014 года под Донецком был сбит малайзийский Boeing, следовавший рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур. Все 298 человек, находившиеся на борту, погибли. Катастрофа рейса MH17 вошла в десятку крупнейших авиакатастроф за всю историю и стала крупнейшей авиакатастрофой на постсоветском пространстве.

Ведущую роль в расследовании обстоятельств авиакатастрофы взяли на себя Нидерланды, поскольку граждан этой страны было больше всего на сбитом самолете. Уголовное расследование вела Объединенная следственная группа под руководством прокуратуры Нидерландов.

Украина: Самолет сбила Россия

Украина обвинила в случившемся Россию и пророссийских сепаратистов. Президент Украины Петр Порошенко в своем заявлении, сделанном сразу же после катастрофы, обвинил Россию и вооруженные формирования «ДНР», ссылаясь на перехваченные СБУ переговоры лидера боевиков с полковником Главного разведывательного управления России (ГРУ) Василием Гераниным.

В соответствии с информацией СБУ, в перехваченных переговорах участвовал Игорь Безлер, который доложил «своему куратору полковнику ГРУ РФ В. Геранину о только что сбитом боевиками гражданском самолете».

В СБУ установили, что зенитный ракетный комплекс «Бук», сбивший самолет, был переправлен с территории России вместе с экипажем, что подтверждается перехваченными разговорами. МВД Украины заявило, что имеются доказательства причастности к катастрофе российских кадровых военных.

СБУ сообщила, что есть вероятность того, что вместо малайзийского Boeing 777 российские военные хотели сбить самолет Airbus A320 российской авиакомпании «Аэрофлот», следовавший рейсом SU2074 Москва - Ларнака, с целью создать повод для начала войны против Украины, однако бойцы «ДНР» перепутали одноименные поселки. Как планировалось, ЗРК «Бук», по замыслу кураторов из России, должен был находиться в районе населенного пункта Первомайское, находящегося на расстоянии менее 20 километров к северо-западу от Донецка, но расположился в районе другого населенного пункта Первомайское - на расстоянии более 70 километров к юго-востоку от Донецка.

Согласно заявлениям разведки США, сделанным сразу же после катастрофы, малайзийский лайнер был сбит ракетой «земля-воздух». Единственное, в чем расходились американские спецслужбы, так это в том, кто именно сбил самолет: российская армия или сепаратисты, которые, по мнению официальных лиц США, не располагают необходимыми знаниями и умениями, чтобы сбить авиалайнер.

Россия: целый букет версий

Москва и сепаратисты выдали сразу целый букет версий. Якобы лайнер мог сбить украинский штурмовик Су-25. Этот вариант был опровергнут в ходе международного расследования.

По другой версии, лайнер могли сбить украинские военные с помощью системы «Бук». Еще в марте 2014 года появились сообщения о том, что в Донецкой области идет передислокация ЗРК «Бук», а незадолго до падения малайзийского самолета (в том числе и 16 июля, то есть за день до катастрофы) было снято на видео присутствие ЗРК Вооруженных сил Украины в зоне боевых действий.

Но, как заявила представитель США в Совбезе ООН Саманта Пауэр, США не считают причастными к инциденту украинских военных:

- Украинские военные имели системы SА-11 («Бук») на своих складах, но рядом с этим районом такого оружия не было. А с начала кризиса ПВО Украины не выпустило ни одной ракеты, несмотря на то, что их воздушное пространство нарушалось. Украинская сторона, кроме того, указывала, что у нее не было повода запускать ракету «земля-воздух» просто потому, что не было воздушных целей - у вооруженных формирований самопровозглашенных республик отсутствовала авиация, - сообщила Пауэр.

Потом появилась новая версия. По сообщениям российских СМИ со ссылкой на анонимный «источник в силовых ведомствах Украины», причиной падения малайзийского «Боинга» в Донецкой области могла стать нештатная ситуация на тренировке подразделения ПВО украинской армии. Министерство обороны Украины, комментируя это, заявило, что «речь ни о каких учениях ПВО в этой связи идти не может. Это абсолютный бред».

Официальная версия международной группы

По официальной версии Международной следственной группы, малайзийский Boeing был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук», доставленного в Украину из российской воинской части под Курском и принадлежавшего 53-й зенитно-ракетной бригаде минобороны России.

Кого обвиняли

В июне 2019 года на базе выводов расследования прокуратура Нидерландов выдвинула официальные обвинения четырем подозреваемым в причастности к убийству пассажиров и экипажа рейса МН17:

  • бывшему главарю пророссийских боевиков на Донбассе Игорю Гиркину (Стрелкову) — он «заказал» поставку ЗРК "Бук" из России для ударов по авиации, а поскольку все боевики т.н. «ДНР» были ему подотчетны, фактически руководил задачами этого комплекса на украинской территории;
  • командиру т.н. «ДНР», российскому генерал-майору Сергею Дубинскому (позывной — «Хмурый») — контролировал перевозку "Бука" к месту запуска попавшей в самолет ракеты, а затем участвовал в его эвакуации;
  • подполковнику запаса ВДВ России Олегу Пулатову (позывной – «Гюрза») – находился рядом с установкой "Бук" в момент запуска ракеты по самолету, а также сопровождал ЗРК на пути от города Снежное;
  • гражданину Украины Леониду Харченко (позывной - "Крот") - координировал других боевиков "ДНР", указывая им местонахождение "Бука", а впоследствии принимал участие в его вывозе в Россию.

Ни один из обвиняемых не арестован и не присутствовал на судебном процессе, лишь одного - Олега Пулатова заочно представляли нидерландские адвокаты.