25 ноября
Загрузить еще

Наземный дрон «Мангал»: он же камикадзе, он же минер, он же разведчик

Наземный дрон «Мангал»: он же камикадзе, он же минер, он же разведчик
Фото: предоставлено Евгением Гнатюком

Новый наземный дрон “Мангал”, изготовленный специалистами “Инженерного корпуса”, может перемещаться по любой местности, развивать скорость до 60 км/ч и совмещает в себе множество функций - камикадзе, разведчика, минера, подвоз боекомплекта. “Мангал” начинался с наземного дрона "Сирко". Его разработчиком был 22-летний боец ВСУ Евгений Гнатюк, назвавший свою работу в честь погибшего товарища. О новой разработке - “Мангале” - Евгений рассказал KP.UA.

Дрон “Мангал” - бесшумный и “невидимый”

- Евгений, как возникла идея разработки дрона “Мангал”?

- Когда я создал первые дроны «Сирко», предшественников «Мангала», и отправил их на фронт, мы с ребятами решили: нужно что-то полноприводное. У «Сирко» задний привод, и дрон достаточно большой по размерам. Нужно было что-то поменьше, чтобы тихо подкрадываться к врагу и выполнять свои задачи.

Хотелось сделать что-то на колесах. Первый дрон “Мангал” получился великоват - почти в 2 раза больше того, который есть сейчас. Протестировали его и пришли к выводу, что нужно что-то поменьше.

Потом была вторая версия - уже меньших размеров, но все равно нуждался в доработке. Нужно было создать более совершенного робота с возможностью массового производства.
Третья модификация “Мангала” работала нормально. Этих дронов мы отправили на фронт очень много. Не могу назвать точной цифры, но это не десятки, можно говорить приблизительно о сотне моделей.

- А каким образом вы испытываете дрон? Что именно проверяете?

- Испытание всех дронов проходит так, чтобы можно было сразу увидеть все недостатки, заменить какие-то детали. Если дрон не проходит испытание, тогда комплектующие, которые нужны, меняют на новые.
Это проезд по полигону, проезд по песку. Такая небольшая эстафета - дрон едет по песку километр, затем берет на себя мину и с этой миной он должен вернуться назад. Если он делает это на песку, значит, и на земле проблем не возникнет. Так мы получили аппарат с более или менее нормальной ходовой частью. Затем испытывается видеосвязь и управление дроном. После прогоняются колеса.

Затем проходит испытание аккумулятор дрона - заряд, разряд и так далее. Ну и, напоследок, катаемся, проверяем, чтобы все нормально работало. После этого дрон попадает на фронт.

На фронт отправилось уже около сотни моделей. Фото: предоставлено Евгением Гнатюком

На фронт отправилось уже около сотни моделей. Фото: предоставлено Евгением Гнатюком

- Чем полезны наземные дроны “Мангал” на фронте?

- По сравнению с летающими дронами наземные больше защищены от систем РЭБ (радиоэлектронная борьба). Кроме того, у них высокая грузоподъемность. Сейчас нет других дронов, которые возьмут на себя две противотанковые мины и будут перемещаться по любой местности. И “Мангал” может минировать местность.

Плюс наш дрон тяжело обнаружить. Почему? Обычные летающие дроны очень хорошо слышны, когда они летят в 500 метрах и больше. “Кажаны” (украинский боевой дрон) вообще слышно за несколько километров. А наш - бесшумный: во время его передвижения двигатели работают тихо.
Кроме того, он многофункционален. Область применения дрона ограничена только фантазией военных. А так можно делать с ним что хочешь.

- Наземные дроны менее заметны для широкой публики, но, оказывается, у них есть свои преимущества…

- Сейчас большая часть воздушных дронов может летать благодаря наземным дронам: они перевозят ретрансляторы, благодаря которым значительно возрастает дальность действия летающего дрона.
В некоторых ситуациях наземные дроны помогают авиации. Это не значит, что летающие дроны хуже - каждый дрон создавался под свою задачу, которую успешно выполняет.

В траве

В траве "Мангал" практически незаметен. Фото: предоставлено Евгением Гнатюком

“Мангал” - один из самых дешевых дронов в стране 

- Из каких материалов сделан “Мангал”?

- Если брать первые установки, они создавались своими руками. Нарезали запчасти из обыкновенной стали, пробовали, мерили и так далее.
Теперь для нас делают корпуса с помощью лазерных технологий. Сейчас система создания дронов работает более или менее слаженно - материал приезжает к нам, а мы все собираем, кодируем и отправляем готовый продукт на передовую.

- Как много времени уходит на изготовление одного такого дрона?

 - Время изготовления дрона зависит от состава команды. 3-4 человека изготовляют один «Мангал» за два дня.

- А сколько людей в вашей команде работает над созданием дронов?

- Над дронами “Мангал” трудится примерно десять человек. Это сборка, закупка комплектующих и так далее. А с “Сирко” я работал один.

- Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются разработчики дронов, – это цена. Во сколько обойдется «Мангал»?

 - На сегодняшний день его цена - 52 тысячи гривен, это только по комплектующим.

В принципе, “Мангал” один из самых дешевых дронов в стране. Остальные стоят от 100-150 тысяч и выше.

- Можно ли наладить массовое производство таких дронов и что для этого нужно?

- Если говорить о нескольких сотнях как о массовом производстве, оно уже налажено. Если под массовым производством понимать тысячи дронов, это тоже можно сделать, но для этого мне понадобится где-то десять миллионов гривен. Естественно, при этом упадет и себестоимость.

"Мангал" может перевозить до 30 кг груза. Фото: ​corpus.org.ua/project/mangal

ТТХ ДРОНА

  • Скорость: до 30 км.
  • Грузоподъемность: до 30 кг (для большей маневренности дрона нагрузки уменьшают до 15 кг).
  • Расстояние видеосвязи: до 2 км.
  • Боевой радиус: 2-4 км.

В «Инженерном корпусе» рекомендуют использовать «Мангал» в паре с квадрокоптером или другим летательным аппаратом с камерой – тогда можно передавать изображения оператору и контролировать дрон с воздуха.