Загрузить еще

Россия «теряет» небо: сколько у агрессора осталось боевых самолетов

Россия «теряет» небо: сколько у агрессора осталось боевых самолетов
Фото: Стоп-кадр видео ФБ СБУ

9 июня подразделения Сил специальных операций ВСУ нанесли удар по российскому аэродрому "Саваслейка"  в Нижегородской области, с которого россияне часто бомбят Украину. Именно с этого военного объекта регулярно взлетают истребители МиГ-31К, являющиеся носителями аэробаллистических ракет "Кинжал". По предварительной информации, поражены два самолета - МиГ-31 и Су-30/34.

А 1 июня, в рамках операции «Паутина», на территории РФ был поражен 41 вражеский самолет стратегической авиации. Среди них – А-50, Ту-95, Ту-22 М3 и Ту-160.

Много ли еще авиации осталось у врага? Узнавал журналист  Коротко про.

Мощь былого величия

До начала полномасштабного вторжения у России было ориентировочно 1370 самолетов. В частности:

  • 380 тяжелых истребителей Су-27;
  • 267 легких истребителей МиГ-29 различных модификаций;
  • 131 перехватчик МиГ-31;
  • 274 фронтовых бомбардировщика Су-24;
  • 125 новых самолетов Су-34;
  • 193 дозвуковых штурмовика Су-25;
  • 124 тяжелых бомбардировщика - 16 Ту-160, 42 Ту-95 и 66 Ту-22М;
  • 91 боевой самолет морской авиации ВМФ РФ - 22 МиГ-29К/КУБ, 43 Су-27/33, 22 Су-24 и 4 Су-25.

Но значительная часть этих машин унаследована от бывшего СССР, а это значит, что им уже более 30 лет. За это время ресурсы большинства боевых самолетов исчерпались. А после введения санкций производство и обслуживание многих типов самолетов усложнилось или стало невозможным.

Одним из самых опасных самолетов, которые есть на вооружении России, можно считать МиГ-31 - носитель баллистических ракет «Кинжал». И, что очень хорошо, сейчас машины этого типа в России не изготавливаются, последний самолет был собран еще в 1994 году. Сейчас в России осталось чуть более 100 МиГов различных модификаций.

Несколько больше у врага стратегических бомбардировщиков. Впрочем, около половины из них не в надлежащем состоянии. Старые самолеты нуждаются в постоянном ремонте и соответствующем обслуживании. К началу 2025 года у россиян было примерно 30 боеготовых самолетов Ту-95 и с десяток Ту-160. Также следует понимать, что Ту-22М3 (около 50 единиц) не являются "стратегическими" в полном смысле этого слова и выступают носителями аэробаллистических ракет Х-22/Х-32.

Российский истребитель-бомбардировщик Су-34, сбитый ВСУ еще 5 марта 2022 года в небе над Черниговом. Фото: Dsns.gov.ua

Российский истребитель-бомбардировщик Су-34, сбитый ВСУ еще 5 марта 2022 года в небе над Черниговом. Фото: Dsns.gov.ua

Сколько было уничтожено

Согласно сразу нескольким рейтингам (например, World Population Review, Global Firepower, Visual Capitalist), РФ находится на втором месте по самым мощным Воздушно-космическим силам (ВКС) мира после США, однако это стареющий флот, на восстановление которого страна-агрессор не имеет ресурсов.

Согласно официальным данным Генерального штаба ВСУ, по состоянию на конец мая 2025 года, уничтожено и повреждено 372 боевых самолета. Согласно верифицированным данным, потери составляют 141 боевой самолет, из которых 124 безвозвратно потеряны, 17 были повреждены.

В первую очередь, за это стоит благодарить Вооруженные силы Украины. Во-вторых, некоторые самолеты взрываются в воздухе из-за неисправностей. Что, в общем, не вызывает удивление у специалистов: по различным оценкам, около 550 боевых самолетов уже выработали свой технический ресурс.

В частности, среди уничтоженных самолетов были такие модели: Су-25 - штурмовики, активно использовавшиеся для поддержки наземных операций, значительное количество фронтовых бомбардировщиков Су-34, а также многоцелевые истребители Су-35. А после операции «Паутина» была уничтожена треть стратегической авиации России – 41 самолет-бомбардировщик.

Также было уничтожено семь самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50У (хотя вражеские пропагандисты утверждают, что они были списаны).

Потери среди личного состава авиации также значительны. По данным BBC, в войне против Украины погибли по меньшей мере 267 российских военных летчиков, подготовка которых длилась годами и стоила миллионы долларов.

Наибольшие потери летающей технике врага были нанесены в ходе операция «Паутина». Фото: Стоп-кадр видео ФБ СБУ

Наибольшие потери летающей технике врага были нанесены в ходе операция «Паутина». Фото: Стоп-кадр видео ФБ СБУ

Авиационная промышленность врага не справляется

При таком высоком показателе потерь Россия должна была бы усиленно восстанавливать свою боевую авиацию, заниматься ее модернизацией и ремонтом. Но российская экономика истощена войной и санкциями, так что резкого прироста производства боевых самолетов не наблюдается.

Как сообщает военный эксперт Александр Коваленко, «мы не видим какого-то резкого увеличения производства на уровне пусть не 2014 года, но хотя бы 2018-го». За это время поставки боевых самолетов уменьшились почти что вчетверо. Если в 2014 году в российскую армию был поставлен 101 самолет, то в 2024-м – только 28. «Успехи», как говорится, налицо.

А с начала 2025 года и по состоянию на сегодняшний день Воздушно-космическим силам России передано «аж» 4 многофункциональных истребителя Су-35 и два фронтовых бомбардировщика Су-34. В целом за первые 5 месяцев 2025 года ВКС РФ получили всего 8 новых самолетов.

Производство боевой авиации в России на сегодняшний день демонстрирует один из самых низких показателей за последние 10 лет. Россия не может вывести эту отрасль из состояния стагнации, начавшегося в 2014-2018 годы. Тогда низкие показатели производства пояснялись отсутствием потребности в большем количестве авиации, но война в Украине показала, что проблема совсем в другом. В условиях действующих санкций и деградации технических, технологических процессов производство снижается либо закрывается. При нынешних показателях и тенденциях ВПК России не имеет возможности полноценно компенсировать потери боевой авиации.