Загрузить еще

Угрозы для Министерства финансов Украины в случае продолжения сотрудничества с ИТ-Enterprise

Угрозы для Министерства финансов Украины в случае продолжения сотрудничества с ИТ-Enterprise
Фото: УНИАН

Министерство финансов Украины сегодня является архитектором жизненно важной реформы – построения новой цифровой экосистемы управления государственными финансами. Этот проект, реализуемый при значительной поддержке ЕС, имеет полную прозрачность и подотчетность, и именно от его успеха зависит доверие международных партнеров и будущее финансирование страны.

На этом фоне давнее сотрудничество министерства с одним из крупнейших отечественных ИТ-поставщиков компанией IT-Enterprise создает фундаментальный конфликт. Компания является фигурантом громких публичных скандалов, связанных с демонстрирующими практики государственными закупками, диаметрально противоположные тем, которые Минфин внедряет в своих новых системах.

Риски в тендерах

Анализ публичных закупок с участием IT-Enterprise представляет две системные угрозы: аномальное ценообразование и техническое "замыкание" заказчика на одном поставщике.

"Леса Украины": Аномальная цена

Наиболее резонансным стал упраздненный тендер ГП "Леса Украины" на ERP-систему. Факты красноречивы: было подано два предложения - 88 млн грн от "ИНТЕЛЛЕКТ-СЕРВИС" и 227 млн ​​грн от IT-Enterprise.

Несмотря на колоссальную разницу в 139 миллионов гривен, более дорогое предложение IT-Enterprise изначально было признано победителем. Только после значительной общественной огласки и внимания медиа эту процедуру отменили. Этот случай создал мощный репутационный сигнал о рисках завышения цен в закупках компании.

"Укрзализныця": Технологическая "ловушка"

Более глубокую угрозу демонстрирует тендер "Укрзализныци" на создание модуля расчета заработной платы (сентябрь 2025 г.). Здесь признаки искажения конкуренции содержатся непосредственно в технической документации, где было указано, что модуль должен быть частью комплекса IT-Enterprise.

Таким образом, открытый тендер превращается в формальность для закупки у заранее определенного поставщика.

Ранее в украинских СМИ публиковали информацию, что один из владельцев IT-Enterprise — Алексей Щербатенко — принимает участие в коррупционных схемах. Источники говорят о наличии "прямых контактов" Щербатенко с руководителями ИТ-департаментов в государственных структурах.

В качестве примера приводится руководитель ИТ-департамента Фонда гарантирования вкладов (ФГВФЛ) Андрей Бащев. Статьи напрямую связывают его контакты со Щербатенко и значительное состояние его семьи (элитная недвижимость, автопарк) с тем, что IT-Enterprise обслуживает Фонд

Статьи утверждают, что Щербатенко "активно интегрирует себя в деловую и политическую среду Украины". В качестве примеров приводятся: сособственность в бизнес-клубе (CEO Club) и его связи с окружением бывшего министра инфраструктуры Александра Кубракова.

Источники украинских СМИ утверждают, что Щербатенко "усердно пытается выстроить себе имидж опытного ИТ-предпринимателя и представителя нового поколения украинского бизнеса".Это подкрепляется публичными интервью, в том числе совместно с проектом Действие. Предполагается, что эта деятельность ведется с пониманием того, что "в конце концов ему... придется объяснять БЭБ, СБУ, НАБУ "особенности" заключенных договоров и завышенные сметы".

Парадокс Минфина: Две несовместимые стратегии

Именно на фоне этих скандалов возникает главный риск для Министерства финансов, заключающийся в конфликте его собственных стратегий.

Министерство финансов и IT-Enterprise связывает давнее партнерство, берущее начало еще в 2015 году. Именно тогда Минфин привлек разработанную компанией платформу SmartTender.biz к пилотному проекту электронных закупок – задолго до появления полноценной системы Prozorro. Впоследствии SmartTender получила официальную аккредитацию и стала одной из ключевых площадок для проведения государственных тендеров. В которых, по странному стечению обстоятельств слишком часто начала выигрывать IT-Enterprise.

С годами IT-Enterprise не только сохранила статус технологического партнера Минфина, но и расширила свое присутствие в государственном секторе, реализуя ИТ решения для учета, управления финансами и аналитики.

Именно она стала разработчиком информационно-аналитической системы LOGICA для местных бюджетов, на которую ЕС выделил в 2017-2020 годах 3 млн 160 тыс. евро грантов. Система разработана и внедрена, об этом Минфин отчитался.

Сама LOGICA как проект и система работает с 2019 года.

Казалось бы победа. Но дьявол кроется в деталях. В зависимости от статуса распорядителя бюджетных средств (а их в Украине насчитывается 29733), каждый распорядитель должен платить 3300-4500 грн в год за обслуживание этой системы. Заодно выходит 98-133 млн грн в год. Такая вот логика.

Репутационные и финансовые угрозы для государства

Продолжение сотрудничества с IT-Enterprise по "старой" модели, параллельно построению "новой", создает прямые угрозы для государства.

Как отмечается в источниках, IT-Enterprise использует "закрытую модель продвижения", где компания самостоятельно продает и обслуживает свои продукты, в отличие от открытых систем SAP или Microsoft.

Для госоргана это означает "технологическую ловушку":

  • Завышенная стоимость владения (TCO): Даже если начальная цена внедрения конкурентна, дальнейшая поддержка, обновление и покупка новых модулей (как в случае УЗ) происходят по монопольной завышенной цене, поскольку альтернативы у заказчика уже нет.
  • Утрата гибкости: Орган становится полностью зависимым от "дорожной карты" одного поставщика и не может интегрировать лучшие или более дешевые решения от других компаний.

Репутационные угрозы: Потеря доверия доноров

Это самый опасный риск. Новая бюджетная экосистема Минфина – это обязательства перед ЕС и МВФ. Она строится на принципах интеграции с ProZorro, DREAM и E-Data для сквозной прозрачности.

Если Минфин, являющийся лицом этих реформ, продолжает сотрудничать (даже по историческим контрактам) с компанией, чья бизнес-модель, согласно публикациям, строится на непрозрачных тендерах, это создает репутацию лицемерия.

Международные партнеры видят, что министерство говорит об открытости, но толерирует практики, которые ассоциируются в медиа с "привилегиями для своих" и "автоматизацией коррупции".

Как прямо предостерегают источники, такой репутационный вред может привести к:

  • Снижение доверия международных инвесторов к украинскому ИТ-сектору в целом.
  • Усложнение доступа к международному финансированию на восстановление.
  • Ухудшение условий кредитования МВФ и других ключевых доноров.

Угроза для Министерства финансов состоит в фундаментальном конфликте философии и философии. Минфин строит прозрачное будущее на деньги ЕС, используя государственные открытые для интеграции платформы.

В то же время любое его сотрудничество с IT-Enterprise, несущее репутацию компании с "закрытыми" системами и неконкурентными тендерами, подрывает доверие к самой сути этих реформ и ставит под угрозу международную поддержку, от которой зависит Украина.