Борьба Игоря Коломойского и государственного "ПриватБанка" продолжается. В ответ на несколько исков в Украине, которые бывший экс-владелец банка подал с целью признать незаконной национализацию "Привата", госбанк подал многомиллиардный иск против Коломойского и его бизнес партнеров в США.
Речь идет о 470 миллиардах долларов. Мы расспросили эксперта, откуда могла взяться такая фантастическая сумма, и почему иск был подан именно в США.
На этой неделе стали известны детали иска, который национализированный "ПриватБанк" подал в Канцелярский суд штата Делавэр 21 мая против бывших собственников — Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Кроме них, ответчиками значатся еще три гражданина США.
Самое интересное, что в иске фигурирует фантастическая для Украины сумма в 470 миллиардов долларов.
"С 2006-го по декабрь 2016 года общее движение денежных средств (кредитов) на счета по отмыванию средств в "ПриватБанке" на Кипре составило $470 млрд, что примерно вдвое превышает ВВП Кипра за тот же период", - говорится в исковом заявлении.
Согласно заявлению, конечные бенефициары "использовали "ПриватБанк" в качестве своего карманного банка" и использовали организации в США для отмывания сотен миллионов долларов.
В отмывании денег принимали участие несколько фирм с названием Optima (Optima Acquisitions, Optima Stemmons, LLC, Optima 7171, LLC, Optima 500, LLC, Optima 925, и т.д.).
"Схемы Optima были фиктивными. Выдавались кредиты, которые фактически не использовались для поставленной цели. Вместо этого в течение нескольких минут полученные средства циклически проходили через десятки контролируемых счетов "дочек" "ПриватБанка" на Кипре, а далее выплачивались одной из нескольких компаний с ограниченной ответственностью Делавэра или корпорации (или другим организациям, расположенным в Соединенных Штатах)", - говорится в документе.
В конце иска "ПриватБанк" надеется на присуждение различных компенсационных убытков, суммы которых будут определены в ходе судебного разбирательства, вместе с процентами.
Больше всего в этом иске поражает сумма, которая фигурирует в заявлении – 470 млрд долларов. Многие люди даже не могут представить себе столько денег. Чтобы оценить ее, давайте сравнивать с другими большими цифрами.
Например, ВВП Украины даже в самый "жирный" 2013 год составлял 183 млрд долларов. А сейчас он колеблется в пределах 120-130 млрд. То есть, в иске речь идет о сумме, которую бы сгенерировала вся украинская экономика за 3-4 года.
Или, например, кредиты МВФ. Ради выделения очередного транша в полтора-два миллиарда долларов правительство поднимает тарифы на газ, проводит другие непопулярные реформы. А тут целых 470 млрд долларов! Откуда они взялись?
- Мне кажется, написав такую сумму в иске, они сами себе оказали медвежью услугу, - говорит финансовый аналитик Алексей Кущ. – Такие цифры хороши для политики, но не для предъявления в суде. Сумма в 470 млрд не имеет ничего общего с выведенным капиталом. Это, по сути, так называемые брутто-обороты средств, то есть сумма всех транзакций между сотнями компаний. В международных платежных системах в день проводится транзакций на триллионы долларов и этим никого не удивишь. Компании, берут кредиты, расплачиваются этими деньгами за товары и услуги, но это не значит, что деньги кто-то вывел на свои счета. Через счет компании может пройти огромная сумма, но в конце дня там будет ноль. Намного важнее нетто-сумма выведенных капиталов. По данным аудиторов Kroll, из "ПриватБанка" было выведено около 4 миллиардов долларов. Вот к этой сумме и стоило бы апеллировать.
Также интересен и тот факт, что в суд подали в США. Эксперт связывает это с тем, что таким образом американцы пытаются посадить на крючок весь ближний круг Игоря Коломойского.
- В Украине сильно недооценивают личность Рудольфа Джулиани, которого сейчас называют юристом Трампа, - продолжает Алексей Кущ. – Это сегодня один из самых влиятельных людей в республиканской партии. Начинал он свою карьеру с того, что был помощником министра юстиции и руководил антикриминальной деятельностью, курируя работу федеральных окружных прокуроров. В начале восьмидесятых он был на должности федерального прокурора Южного округа Нью-Йорка и прослыл главным гонителем мафиозных кланов. Его наибольшим успехом можно назвать борьбу с преступным кланом Гамбино.
По мнению Алексея Куща, Джулиани видит в крупных украинских бизнесменах таких же мафиози, с которыми он боролся в США. Разве что вместо слова "клан" теперь используют словосочетание "финансово-промышленная группа". В остальном же методы у наших бизнесменов такие же – подкуп политиков и судей, свои люди в правоохранительных органах и на руководящих должностях в исполнительной власти.
- Поэтому мы будем наблюдать со стороны США попытки разорвать цепочки, которые связывают новые украинские политические элиты и старых олигархов, - резюмирует Алексей Кущ. – Для этого нужно как-то контролировать последних. Тут есть два пути. Первый – заставить их вести бизнес цивилизованно, вытеснив их в западное деловое сообщество. Когда их холдинги становятся публичными и начинают котироваться на биржах, такие олигархи уже зависят от мирового сообщества и вынуждены соблюдать все писанные и неписанные правила. Но есть и несистемные олигархи, которые записывают фиктивные фирмы на венских бомжей, а имущество регистрируют на множество компаний, которые сложно отследить. Таких бизнесменов можно контролировать уголовными делами, как это, например, происходит с Дмитрием Фирташем, которого обвинили в даче взятки в Индии, и он уже много лет вынужден жить под домашним арестом. Не исключаю, что этот иск против Коломойского, Боголюбова и их ближайшего окружения может стать тем самым крючком, на который США хочет посадить неподконтрольных украинских олигархов.
Пока неизвестно, когда будет первое заседание суда по этому делу. А уж гадать, сколько времени продлится рассмотрение спора и какое решение по итогам может вынести американская фемида, предсказать никто не берется.
Президент Петр Порошенко заявил, что решение суда о незаконности национализации ПриватБанка грозит Украине дефолтом и новым экономическим кризисом. Мы разбирались так ли это.