28 ноября
Загрузить еще

Хочешь стать молодым? Учи иностранный

Хочешь стать молодым? Учи иностранный

Занятия языками - лучшая зарядка для мозга

Почему английский, французский или хинди учить полезно? Казалось бы, понятно: у специалиста со знанием иностранного языка больше шансов найти работу в приличной компании, у студента - поехать на стажировку в заграничный вуз. Еще чужеземные наречия помогут весело и необычно провести отпуск - вы не зависите от русского гида, можете общаться с итальянцами или турками.

Фитнес для мозга

Оказывается, это еще не все плюсы! Штудирование иностранного языка для нашего мозга - все равно что фитнес для тела. В спортзале жир превращается в упругие мышцы, подтягивается животик. А в лингвистическом классе «накачивается» серое вещество - и мозг долго остается молодым и сообразительным. Омолаживающее действие занятий языками доказано научными экспериментами.

- Ученые из университета Торонто исследовали связь между знанием второго языка и старческим слабоумием, или болезнью Альцгеймера, на примере 184 пожилых канадцев. У двуязычных старичков шансы заболеть намного меньше! Мало того, такие пенсионеры почти не отстают по быстроте реакции и гибкости ума от молодых. Почему? При использовании двух языков усиливается кровоснабжение мозга, улучшается связь между нервными клетками - и это защищает мозг от старения. К сожалению, вылечить уже больных людей с помощью уроков испанского или итальянского ученые не обещают. Но дают совет: освойте иностранный язык, потом постоянно на нем говорите и читайте - это лучшая зарядка для мозга!

Звуковые извилины

- Благодаря хорошей «тренированности» мозга люди, владеющие, кроме родного, еще одним языком, быстрее приспосабливаются к изменениям окружающей среды и лучше сосредотачиваются на важных задачах. Это потому, что их голова приспособлена переключаться с одного языка на другой и не обращать внимания на ненужную в данный момент информацию (второй язык или отвлекающие от главной цели мелочи - не важно).

- Английские нейрологи под руководством Андреа Мечелли доказали, что знание иностранных языков способно качественно изменять наше серое вещество. Их подопытными были 105 человек. 80 из них умели говорить не только по-английски, а 25 из этих восьмидесяти освоили чужой язык в раннем детстве, до 5 лет.

Мозги испытуемых сканировали. Оказалось, что чем раньше человек начинает узнавать незнакомые слова, тем лучше развито серое вещество его мозга, в нем больше плотность нейронов. И как следствие - более гибкое мышление. Так что чем раньше начать занятия - тем полезнее, считают британцы. Дело в том, что за всю жизнь число клеток головного мозга почти не меняется - их у нас около 20 миллиардов и в детстве, и в старости. Так что поумнеть и развить способности можно, только если изменять эти клетки качественно, качать мозговые мускулы.

- Есть у нас в мозгах еще и белое вещество - скопление нервных волокон и жироподобный миелин, который способствует быстрой передаче сигналов по нервным волокнам. Так вот, и оно тоже очень любит, когда мы занимаемся языками! Нарли Голестани из Лондонского университетского колледжа доказала, что у людей, легко и быстро осваивающих чужую речь, мозг более симметричен. А белого вещества больше в том отделе мозга, который отвечает за обработку звуковой информации (так называемые извилины Гешля). Причем намного - аж на 70% в среднем! У самого способного участника эксперимента его оказалось в три раза больше, чем у главного «двоечника». Пока ученые не знают, заложено количество белого вещества в извилинах генетически или тоже «тренируется» во время занятий языками с детства.

НУ И НУ!

Грамматику знают даже птицы

«Пиастр-р-ры!» - классический возглас попугая из пиратского фильма. Моряки в дальних странствиях забавлялись тем, что учили птиц ругаться на разных языках. А современные ученые доказали: животные и птицы вполне способны различать разные человеческие наречия!

Хуан Торо из Научного парка Барселоны учил крыс понимать японский и голландский. Эти языки выбрали потому, что они очень не похожи по ритму и структуре. Половина подопытных грызунов с рождения слушала японскую речь, другая - голландскую. Потом им дали послушать записи на двух языках, но лакомый кусочек в награду давали, только если крыса реагировала на «родной» язык. Зверушки справились отлично: крысы-самураи напрочь игнорировали голландские слова, и наоборот.

Японский профессор Сигеру Ватанабе читал романы на китайском и английском... воробьям. Сначала воробушек слушал английский текст и получал корм. Потом ему включали вперемешку китайские и английские фрагменты, но вкуснятину давали, только если он прыгал на жердочку под язык Шекспира. В 75% случаев воробьи быстро понимали что к чему.

А психолог Тим Джентнер из университета Калифорнии и вовсе обучил певчих птиц грамматике. Скворцы за угощение запросто отличали сложные «грамматические конструкции» из трелей от простых птичьих фраз. Раньше ученые считали, что только человек может составлять предложения со всякими причастиями-деепричастиями, а животные пользуются только простыми сигналами. Оказалось - нет!

КСТАТИ

«Папа» - первое слово на Земле

Первым словом ребенка обычно бывает «мама». А вот человечество училось говорить со слова «папа» (или papa - не важно, ведь появилось оно, когда букв еще не было). Ученые Парижской ассоциации исследований лингвистики и доисторической антропологии проанализировали тысячи современных языков и выяснили, что «папа» имеется в большинстве из них. И значит примерно одно и то же: отец или близкий родственник-мужчина. Самое первое слово какой-то доисторический гений произнес 100 тысяч лет назад. Лингвисты считают, что поначалу все племена говорили на одном «протоязыке». И уж точно не было никаких проблем с неправильными английскими глаголами и французским произношением!