Загрузить еще

Дело Макар: сделают ли процесс открытым?

Дело Макар: сделают ли процесс открытым?
Фото: На первом, предварительном, заседании суда 24 мая от мамы Оксаны Татьяны Суровицкой не отходил ее адвокат Николай Катериенчук. Фото Александра ЖУКОВА.

Недавний вердикт Центрального районного суда Николаева шокировал одних и порадовал других. Первые в решении судить отморозков без зорких глаз общественников и журналистов усмотрели подтверждение своих догадок о том, что дело будут "заминать". Другие же, напротив, восприняли такой поворот событий на ура - чуть ли не как торжество европейских норм права. Первые готовы идти на митинги и методами уличной демократии отстаивать свою точку зрения, вторые предлагают трезво посмотреть на происходящее. 

ИНТИМНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТРЕБУЮТ ТАЙНЫ

- Понимаете, такова общепринятая норма рассмотрения подобных дел в судах, - объясняет правозащитник Людмила Семенова. - Когда речь идет о преступлениях интимного характера, общественность на слушания не пускают. В этом ничего удивительного нет. Разумеется, юридически неграмотные сторонники теории заговора усмотрели в этом подвох, обман и готовы протестовать. Я не удивлюсь, если этим воспользуются те, кто, как это принято говорить, привык ловить момент. 

Признает это и мать погибшей Оксаны Макар - Татьяна Суровицкая. Именно она за день до предварительного заседания намекнула, что закрытым первое слушание (где речь пойдет непосредственно об изнасиловании) сделали по ее просьбе. Правда, женщина тогда не подозревала, что "закроют" весь процесс. Поэтому сейчас она, конечно же, возмущена. 

- Я не понимаю и не принимаю этого решения, - говорит Татьяна. - Мы настаиваем на том, чтобы дело рассматривалось в присутствии СМИ. И мы сделаем все, чтобы Украина видела этот процесс.  

Ее поддерживают и адвокаты. Правда, те не столь оптимистичны. 

- Единственный возможный способ отменить это решение - пройти процедуру отвода судьи, - говорит представитель потерпевшей Николай Катериенчук. - Но для этого пока нет законных оснований. 

С РОДСТВЕННИКАМИ УБИЙЦ МОГУТ ПОКВИТАТЬСЯ 

А вот николаевские горячие головы предлагают чуть ли не на баррикады лезть: мол, суд обратит внимание на наши протесты и отменит "незаконное" решение. Более сдержанные прекрасно понимают: этим от суда точно ничего не добьешься, потому решили действовать продуманнее. Они скрупулезно собирают подписи под ходатайством с просьбой разрешить представителям общественности и СМИ присутствовать на отдельных эпизодах судебных слушаний. Активисты говорят: программа минимум - собрать 800 подписей в поддержку такого обращения, программа максимум - до десяти тысяч.

- Мы прекрасно понимаем, что любые акции протеста могут быть трактованы как давление на суд, из-за чего слушания могут перенести в другой регион, - говорит активист Евгения Матейчук. - Потому мы сейчас собираем подписи с тем, чтобы на каждом последующем заседании прикреплять их к ходатайству. Я не думаю, что суд откажет в удовлетворении нашей просьбы.

Однако есть и те, кто категорически против открытого процесса. Считают, что это вызовет очередную волну травли родственников троих отморозков. Ведь те, хотят они того или нет, будут участвовать в слушаниях, в том числе и как свидетели. 

- Есть такая мудрость: сын за отца не в ответе, равно как и отец за сына, - объясняет свою позицию правозащитница Ольга Харитонова. - Но многие ее не помнят, потому за ошибки одного пытаются отомстить другому. Я ни в коем случае не пытаюсь оправдать этих подонков, но их семьи ведь не виноваты в смерти Оксаны. Если будут заседания открытыми, то их - матерей, братьев, жену того же Краснощека - будут показывать по телевизору, все это будет сопровождаться смакованием подробностей дела и гневными, я бы сказала, злобными комментариями мамы Макар. А кто-то с неустойчивой психикой пойдет и, не дай Бог, кого-то из них пришибет. 

 

ОФИЦИАЛЬНО 

Генпрокурор: "Суд должен быть публичным!" 

Во вторник днем на официальном сайте Генеральной прокуратуры появилось официальное сообщение, в котором глава ведомства Виктор Пшонка заявил, что сторона обвинения еще на предварительном заседании настаивала на том, чтобы суд над Краснощеком, Погосяном и Присяжнюком был открытым. 

- Я однозначно считаю, что слушания по делу должны быть публичными, за исключением отдельных заседаний, где будут изучаться доказательства, которые не подлежат разглашению, - заявил генпрокурор. - Это страшное садистское преступление, которое не имеет оправдания. И любые разговоры о возможности того, что преступники избегут ответственности, безосновательны. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Саша Попова так и не улетела в Германию

Девушку на днях перевели из реанимации в отделение нейрохирургии, где специально для нее обустроили отдельную палату. Врачи, как, впрочем, и мать Саши Алла Гудзь, признают: пациентке стало намного лучше. 

- Она очень активна, днем практически все время бодрствует, но пока никого не узнает, - заверил главврач николаевской БСМП Александр Демьянов. - Если раньше были определенные опасения насчет перелета и возможных осложнений, то теперь их нет. Транспортировать в Германию ее можно в любое время. 

Да только дело все никак не сладится. На минувшей неделе немецкий меценат Рейко Оптиц пообещал: 29 мая девушку точно перевезут в немецкую клинику "Шарите". Дата наступила, а благотворитель куда-то пропал.  

Вместе с документами Саши он направился в один из украинских банков, через который ему должны были сделать денежный перевод за услуги транспортировки. Там ему подтвердили, что без оригиналов платежного счета эту операцию провести невозможно. Он срочно собрался и отбыл в Германию. Перед отъездом ободряюще похлопал маму девушки по плечу: мол, в понедельник ждите! С тех пор о нем ни слуху ни духу. 

- Где он и когда будет, нам неизвестно, - вздыхает мама Саши Алла Гудзь. - Все документы давно собраны. Я даже не знаю, что думать... 

Новости по теме: Оксана Макар