Конфликтуют израильтяне и палестинцы, правительство страны говорит о возможном военном положении и предоставлении силам правопорядка неограниченных полномочий, чтобы обеспечить безопасность граждан. В нескольких километрах от горячих точек – тишина и спокойствие, о войне здесь узнают из сводок новостей, но держат наготове бомбоубежища и пытаются жить мирной жизнью, пока есть возможность.
- У нас война и немного страшно, - так говорит жительница израильского города Ашкелона Ева. – Я уже почти 20 лет живу в Израиле, но привыкнуть к войне никак не получается. Из Ашкелона нам пришлось приехать к родственникам в Ор-Акиву, потому что обстрелы шли почти постоянные, и мы несколько часов просидели на лестничной клетке, это у нас безопасное место. Ор-Акива находится в двух часах езды, и тут все спокойно и тихо, магазины работают, дети ходят в школы. Тут мы войну смотрим только по телевизору и читаем о том, что происходит, в интернете. Так мы узнали, что погибла женщина – палестинская ракета попала прямо в ее дом. А еще погибла 16-летняя девочка с папой прямо в машине…
Рядовые израильтяне не понимают, почему арабы, живущие в Израиле и имеющие гражданство этой страны, вышли на улицы и начали погромы. В городе Лод были подожжены синагоги, магазины и автомобили.
- В любом городе, даже самом маленьком, есть арабы, арабские семьи. Все нормально с ними общаются, если они хорошие люди. Очень много медсестер арабского происхождения, они живут рядом с нами и не делают ничего плохого – и мы не делаем ничего плохого. Я слышала, что и в правительстве Израиля уже есть политики-исламисты. А еще мы передавали в Палестину часть вакцины от коронавируса, чтобы они прививались. И за это нас обстреливают? – недоумевает еще одна жительница Израиля Рахель. – Да, в Лоде много арабов живет, но это не означает, что Лод – арабский город. Не мы ехали к ним, а они приехали сюда и просили гражданство, и паспорта – и все им дали. Но я думаю, что это не простые люди бунтуют, а их кто-то заставляет, подбивает на такие незаконные действия…
В аэропорту Израиля отменены все внутренние и международные рейсы, движение автобусов возле городов, оказавшихся в центре конфликта, также затруднено и сбито с графика. Пассажиры в панике, власти пока ничего не могут им предложить взамен – как минимум, до разрешения ситуации.
- Мы провели ночь на 12 мая в бомбоубежище в нашем доме в Тель-Авиве. Всего нас было 12 человек, взрослые и дети, самому маленькому было три года. Убежище у нас подготовлено: есть топчаны, матрасы, запас воды. Дети спали, мы, взрослые, заснуть не могли, - рассказала жительница столицы Алла.
|
- Мы обсуждаем все это на своем обывательском уровне и приходим к выводам, что эта война спровоцирована кем-то и для чего-то. Пока израильтяне в основном далеки от этого: работают, учатся, отдыхают. У нас сейчас жарко, до +30, пляжи забиты людьми, коронавирус отступил – самое время расслабиться. Мы ждем открытия границ, приезда туристов – но в такой ситуации даже не знаю, будет ли наше лето спокойным…
В городах Израиля, расположенных чуть дальше от эпицентра событий, о происходящем узнают тоже из телевизора и интернета. Говорят, готовы ко всему, но пока тихо.
- Бомбоубежище у нас есть в подъезде, у многих моих друзей есть убежища прямо в квартире – это комната с толстыми стенами. Там всегда все наготове. Но предприятия работают, школы, детские сады… Вчера вечером перекрывали въезды в города, сейчас вроде уже открыли. Сестра с подругой поехали делать прививку от коронавируса в соседний город – полчаса езды от нас, - рассказывает живущая в Израиле бывшая украинка Лариса Глисин. – Все нормально, тихо.
Что произошло и стало отправной точкой нового вооруженного конфликта – рядовые израильтяне толком понять не могут. Рассказывают, что в Лоде израильтянином был убит палестинец, и на похоронах последнего начались волнения, переросшие в стычки с полицией и военными. Есть версия, что все началось из-за выселения нескольких палестинских семей из их домов в Восточном Иерусалиме, где они прожили более века. Израильский суд постановил вернуть дома прежним владельцам, но из-за вспыхнувшего противостояния дело сейчас рассматривает Верховный суд Израиля.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ