Со времени пожара на нефтебазе "БРСМ-Нафта" в Васильковском районе прошло уже 6 лет. В день годовщины катастрофы мы вспомним страшные подробности этого пожара и узнаем, понес ли кто-то ответственность и на сколько велика вероятность повторения Васильковской трагедии в будущем.
|
Петр Сизонюк - один из пожарных, который тогда тушил возгорания на нефтебазе "БРСМ-Нафта" под Васильковом. Он рассказывает журналистам программы "Деньги" телеканала 2 + 2 как вслепую выбирался из пожара, превратившегося в настоящий ад.
"Скрежет металла и затем взрыв. И на меня просто хлынул огонь. Меня куда-то отнесло взрывной волной. Я затаил дыхание и не открывал глаза - на ощупь выходил".
Петру пришлось самому тушить себя, когда выходил из огня - к Скорым пришлось идти несколько километров. Сейчас его лицо изуродовано шрамами, а тело обожжено на 60%. Впрочем, как бы это не звучало - Петру повезло, ведь шансы выжить при такой катастрофе - мизерные. В той страшной пожара погибли товарищи Петра, сгорела заживо вся его бригада - четверо пожарных, которые просто не смогли найти выход из огня. Кроме пожарных погибли еще 2 сотрудника нефтебазы.
|
С самого начала возгорания на нефтебазе работники БРСМ пытались тушить огонь самостоятельно, не обращаясь в МЧС. Пожарный Петр Сизонюк говорит - это заняло ценное время в его бригаде и позволило еще больше разгореться пожару. Вероятно, причиной такого решения было нежелание допускать кого-то из посторонних на объект, который по документам был нефтебазой, а использовался фактически как миниНПЗ.
По данным следствия, возгорание на нефтебазе "БРСМ" состоялось в процессе изготовления "бодяги", то есть смешивания топлива с присадками. Искра возникла в неисправном насосе, который использовался для перекачки компонентов. В свою очередь хаотичная застройка территории мелкими резервуарами и отсутствие необходимых систем пожаротушения привели к тому, что пожар приобрел катастрофические масштабы. Суды по этому делу продолжаются уже 5 лет и в настоящее время им не видно конца.
Но что же говорят в БРСМ? Ни холдинг БРСМ, ни его владелец Андрей Биба, ни один из топ-менеджеров даже не извинились перед семьями пострадавших, не говоря уже о компенсации. Даже больше, свою вину в БРСМ не признают, а то, что произошло, владелец компании Андрей Биба называет терактом - он собирается подавать в суд на пожарных, мол, плохо тушили.
"У нас есть желание подать в суд на пожарных, что это мы пострадали из-за их вины!", - говорит Биба в интервью телевизионщикам.
|
Циничность сильных мира сего, особенно в нашей стране уже давно перестала удивлять. Зато здесь пугает не столько нежелание "БРСМ-Нафта" и ее владельца признавать свою вину, сколько предпосылки повторения трагедии.
Согласно исследованию консалтинговой группы "А-95" в Украине с разной интенсивностью продолжают работать 25 мини-НПЗ, выпускающих в год около 470 000 тонн низкокачественных нефтепродуктов. Нефтебазы продолжают массово использоваться не по назначению - там идет активное изготовления горючего, о чем свидетельствует информация о массовой закупке компонентов для производства нефтепродуктов из России и Беларуси. Лидирует в этих закупках и сама "БРСМ-Нафта", ее структуры массово импортируют октаноповышающие компоненты, в том числе и запрещенные в Украине, ЕС и США монометиланилины (ММА).
Банально звучит, но все это было бы невозможно без высоких покровителей этого бизнеса во власти. Уже в который раз "БРСМ-Нафта" и ее владелец Андрей Биба, который живет в Италии с момента взрыва на нефтебазе, выходят сухими из воды.
|
Кстати, недавно прошло 7 лет с даты другой трагедии - взрыва на заправке "БРСМ-Нафта" в Переяславе, где погибли шесть человек. Причиной взрыва эксперты называют ошибки в проектировании, а газовую часть заправки вообще сводили без официальных документов.
Суды по этому делу, где среди подозреваемых заместитель директора и главный инженер "БРСМ-Нафта", идут и по сегодняшний день, а родственники погибших, продолжающие бороться за справедливость, говорят о попытке скрыть доказательства по делу.