Каждое проигранное ГНС судебное дело – это потерянные деньги налогоплательщиков. Каждый год судебные расходы налоговой службы составляют около 150 млн. грн., при этом большинство дел закончились поражением налоговиков. Европейская бизнес ассоциация требует персональной ответственности должностных лиц за такие решения.
«Бизнес считает целесообразным ввести административную и дисциплинарную ответственность налоговиков за создание неправомерного давления на компании. Возможно тогда налоговики, как рядовые, так и те, что на руководящих должностях, будут учитывать последствия своих действий», - отмечает Наталья Артемчук, менеджер комитета по налоговым и таможенным вопросам Европейской Бизнес Ассоциации.
Представьте ситуацию: вы получаете документы от налоговой о нарушениях, которых нет. Тратите месяцы на судебные процессы, которые выигрываете. Казалось бы, справедливость выиграла? Но нет – ваши потраченные ресурсы, время и нервы никто не компенсирует. А судебные расходы налоговой, которые, например, только за 2023 год составили 143 млн грн, оплачиваются из карманов тех же налогоплательщиков, против которых ведутся эти дела.
«Официальная статистика ГНС Украины свидетельствует, что большинство решений суда было принято в пользу налогоплательщиков. Данная статистика свидетельствует о создании неправомерного давления на добросовестных налогоплательщиков, что в конечном итоге вредит развитию экономики Украины», - отмечает Наталья Артемчук.
Вызывает удивление, что налоговая служба создала целую систему поиска «несуществующих» нарушений. По наблюдениям Совета бизнес-омбудсмена такая практика создает неоправданные обременения для украинского бизнеса, отбирая у предприятий оборотный капитал и заставляя тратить драгоценное время руководства на бесконечные судебные процессы вместо развития бизнеса и создания новых рабочих мест.
Особенно впечатляет ситуация с международными запросами. Налоговая даже не пытается сначала получить информацию внутри страны, как того требует закон. Вместо этого бомбардирует запросами иностранные органы, часто даже без необходимого разрешения украинского суда.
«В настоящее время украинская практика международного налогообложения в исполнении украинских налоговых органов часто полна манипуляций и произвольной трактовки норм законодательства», - отмечают эксперты юридического сообщества. Налоговики регулярно действуют в обход законодательства Украины, уклоняясь от обязанности обосновывать целесообразность направления запросов в компетентные органы иностранных стран.
Дело №826/13255/18 ярко демонстрирует следующие методы работы. Суд установил, что специальный запрос может быть сделан только при совокупности двух условий: наличие фактов, свидетельствующих о необходимости получения информации из-за рубежа, и проведения проверки хозяйствующих субъектов или досудебных расследований. Налоговики действовали с очевидным превышением своих полномочий, что привело к неправомерному вмешательству в хозяйственную деятельность истца. Документы, положенные в основу Акта плановой документальной выездной проверки №1199/28-10-14-01/32657656 от 11.05.2018, были признаны полученными без соблюдения законодательства.
Более того, по делу №320/25563/23 налоговая пыталась использовать неполную информацию от компетентного органа Кипра, которая даже не доказывала их собственных предположений.
"Такие документы не приобретают статус доказательств и не могут приниматься судом во внимание при разрешении спора", - категорически заявил суд. Однако подобные случаи не единичны.
Верховный Суд Украины последовательно придерживается принципа «плодов ядовитого дерева» – если доказательства собраны с нарушением закона, они не могут использоваться в суде, даже если указывают на реальное нарушение. Эта доктрина, сформулированная Европейским судом по правам человека по делам "Гефген против Германии", "Нечипорук и Йонкало против Украины", "Яременко против Украины", уже стала основой для отмены многих необоснованных налоговых решений.
Громкие дела с налоговыми запросами в Индию, Кипр и Латвию - это только верхушка айсберга. Анализ работы налоговой службы с международными партнерами, проведенный Европейской Бизнес Ассоциацией, раскрывает системный характер нарушений, что чревато не только украинским бизнесом, но и международной репутацией страны.
Особую обеспокоенность вызывает полное игнорирование налоговой службой базовых принципов международного сотрудничества. Согласно Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых делах, запрашиваемое государство имеет право отказать в предоставлении информации в трех случаях: если не были использованы все возможности получения информации внутри страны, если раскрытие данных может повредить законным коммерческим интересам, или если запрос не содержит надлежащего обоснования. Однако украинские налоговики регулярно нарушают все три правила.
«Наша организация фиксирует нередкие случаи, когда налоговая служба намеренно игнорирует возможность получить информацию в Украине и сразу посылает запросы за границу», - отмечает Наталья Артемчук из Европейской Бизнес Ассоциации. По ее словам, подобные действия создают искусственные препятствия для ведения бизнеса и угрожают международному сотрудничеству в налоговой сфере.
Реакция бизнес-сообщества на такой налоговый произвол находит отражение в многочисленных обращениях и петициях. На сайтах Кабинета Министров Украины и Официального интернет-представительства Президента Украины появляются все новые петиции с красноречивыми названиями: « Защитите наших усопших от налогового произвола! », « Налоговый беспредел » и « Ввести уголовную ответственность налоговиков за фальсификацию результатов налоговых проверок ».
По наблюдениям Совета бизнес-омбудсмена, сложившаяся ситуация ведет к формированию замкнутого круга взаимного недоверия и конфронтации между бизнесом и украинской налоговой. Примечательно, что проблему признают даже на законодательном уровне. Глава налогового комитета Верховной Рады Украины Даниил Гетманцев, отвечающий за формирование налоговой политики государства, публично отмечает, что перед налоговиками не стоит задача «собрать штрафы, заставить людей делать ненужные вещи». По его мнению, основной задачей ГНС должно стать создание комфортных условий для ведения бизнеса и уплаты налогов. Однако практика демонстрирует обратное.
Бизнес-сообщество настаивает на необходимости кардинальных перемен. «Без введения персональной ответственности налоговиков за неправомерное давление на бизнес ситуация не изменится», – уверена Наталья Артемчук. По ее мнению, только когда должностные лица начнут отвечать за свои решения, появится шанс на формирование действительно партнерских отношений между бизнесом и налоговой службой.
По оценкам экспертов, такая атмосфера тотального недоверия не только подрывает экономическое развитие страны, но создает серьезные препятствия для привлечения инвестиций и интеграции Украины в мировое экономическое сообщество. Без системных изменений в работе контролирующих органов доверие к налоговой системе продолжит падать, а бизнес-сообщество будет испытывать дальнейшие негативные последствия для своей деятельности.
В Европейской Бизнес Ассоциации убеждены – время точечных изменений прошло. Бизнес-сообщество разработало комплексный пакет предложений, который должен изменить саму философию работы налоговой службы. Первое, что нужно сделать – полностью перезагрузить систему международного взаимодействия. Вместо хаотической «бомбардировки» иностранных партнеров необоснованными запросами налоговая служба должна разработать четкие внутренние процедуры. Каждый международный запрос должен быть надлежащим образом обоснован, а все возможности получения информации внутри страны - исчерпаны.
Особое внимание требует соблюдения Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых делах. Систематические нарушения ее требований привели к тому, что иностранные партнеры рассматривают запросы от украинской налоговой с повышенным подозрением. Без возобновления доверия на международном уровне Украина рискует оказаться в информационной изоляции в налоговой сфере.
Важным элементом реформы также должно стать внедрение современных информационных систем, обеспечивающих прозрачность всех процедур налогового контроля. Это позволит минимизировать пресловутый «человеческий фактор» при принятии решений и значительно снизить риск коррупции и злоупотреблений.
Эксперты предлагают ввести систему предварительного консультирования. Вместо того чтобы искать «несуществующие» нарушения, налоговая служба должна помогать бизнесу получать четкие разъяснения по сложным вопросам налогообложения еще до проведения операций.
«Пора изменить саму философию работы налоговой службы», - отмечает Наталья Артемчук. По ее словам, только создание прозрачных правил игры и четких процедур может стать фундаментом построения эффективной системы налогового администрирования в Украине.
По наблюдениям экспертов, нынешняя практика создает неоправданные тяготы для украинского бизнеса. Предприятия вынуждены тратить оборотный капитал и драгоценное время руководства на бесконечные судебные процессы вместо развития новых рабочих мест. В условиях военного времени и последующего послевоенного восстановления такой подход особенно вреден для экономики.
«Мы должны осознать – без восстановления взаимного доверия между бизнесом и налоговой службой невозможно построить эффективную экономику», – подчеркивает Наталья Артемчук. Европейская Бизнес Ассоциация убеждена: реализация предложенных изменений потребует политической воли и системных усилий. Однако альтернативы реформам нет – дальнейшее игнорирование проблем в налоговой сфере чревато не только экономическими потерями, но и окончательной потерей доверия международных партнеров к Украине как надежного участника глобального налогового сообщества.