Загрузить еще

"Легенде Украины-2022" отказали в выплатах за гибель жены

Фото: president.gov.ua

В августе 2022 года Владимир Зеленский вручил награды десяти лауреатам премии « Национальная легенда Украины ». Первым в списке был Анатолий Бабичев – проводник одного из пассажирских поездов, которые в начале великой войны тысячами вывозили беженцев из Донбасса. В опасном рейсе Анатолий потерял любимую жену – верного напарника по профессии. По закону №2980 человек имеет право на 1 миллион гривен помощи в качестве члена семьи погибшей работницы критической инфраструктуры, но весной этого года получил от Пенсионного фонда отказ в выплате средств.

Почему законы не всегда защищают права человека и можно ли восстановить справедливость, выясняла журналист Коротко про.

Под сиденье пристраивали ведра, мешки с бельем

Когда мы связались с Анатолием Бабичевым, он снова был в рейсе, поэтому разговор получился довольно коротким, дополнительную информацию мужчина позволил взять о себе из открытых источников.

Анатолий с женой Наташей. Вместе они прожили счастливые годы. Фото: railinsider.com.ua

Анатолий с женой Наташей. Вместе они прожили счастливые годы. Фото: railinsider.com.ua

Что такое боевые действия, Анатолий знал с 2014-го - город Красногоровка, где жил с семьей, был поблизости к линии разграничения времен АТО-ООС. С женой Натальей, много лет также работавшей проводником, жили душа в душу что дома, что на работе. Вместе числились в Донецком депо, затем их перевели в железнодорожный узел в Мариуполе, вместе ходили в рейсы. Вместе встретили великую войну…

– У нас было направление Константиновка – Киев – Мариуполь. 2 марта приехали в Киев, должны были вечером направляться в Мариуполь, но нас туда уже не пустили. Вернули в Константиновку, где после ночи в вагонах получили разнарядку на эвакуацию, – вспоминает Анатолий. – Сначала было очень тяжело – люди толпами просились в вагоны, бывало, что и мужчины пытались пробраться перед женщинами и детьми. В свой СВ мы просто не в силах были всех забирать, приходилось отказывать. В вагонах не то что лежать, сидеть негде было. Под сиденье пристраивали ведра, мешки с бельем. В дороге царила тишина. Дети не кричали, не канючили. Даже кошки с собаками, которые были в одном купе, не грызлись, не рычали, не мяукали. Как будто понимали, что происходит что-то необычное.

Через несколько дней стало легче – наладился график движения эвакопоездов, к размещению беженцев подключились волонтеры.

– Они спрашивали, сколько можем людей взять - и столько запускали. Мы сажали по четыре человека на полки, маленьких детей, хотя это было вне правил безопасности, иногда клали на третью полку. Наладили и питание: в первые дни раздавали чай, печенье из вагонных запасов, а затем тоже начала работать волонтерская помощь. Перед остановками запрашивали начальника поезда о продовольствии или начальник поезда сам говорил, что надо. Еще и местные жители подносили к вагонам и раздавали пирожки.

В таком режиме Анатолий с Наталкой провели десять дней, увозя беженцев в западные области. Немного отдохнуть и помыться удавалось на обратном пути – на Донбасс.

Чтобы получить награду, отпросился за свой счет

Около десяти вечера 12 марта 2022 года поезд отправился на Лиман, где посадку ждали новые беженцы, в частности, сотня детей. Пути шли параллельно с автомобильной трассой, по которой двигалась колонна техники. Наталья, жена Анатолия, сидела в это время у окна, листая мобильный телефон. В нее попали обломки вражеского снаряда.

Жену Анатолий похоронил в Красногоровке. Около месяца провел дома, чтобы не оставлять один на один с горем тестя и тещу. Но в городе становилось все опаснее из-за вражеских обстрелов, люди начали уезжать, вывез Анатолий и своих. Одно время провел в Запорожье, где была бригада из его разбитого поезда. Потом, говорит, переманили в Киевское депо. Месяца не прошло, как пришло приглашение к президенту на награждение.

- Выходило так, что у меня должны быть прогулы, потому что не выполнил бы месячную норму. Но пошли навстречу – дали дни за свой счет. Я тогда не объяснил, зачем просил, потому что был еще новеньким в коллективе, – говорит Анатолий.

О том, что работают с "Легендой", киевские коллеги узнали относительно недавно, когда Бабичев уже был на международных рейсах, где курсирует и поныне. Но это уже другая история.

- О законе, по которому я имел право на выплаты в 1 миллион гривен, я ничего не знал, пока не познакомился с общественной организацией «Социальное движение». А о том, что существует трехлетний срок, который я просрочил, узнал только в киевском отделении Пенсионного фонда, - завершает рассказ Бабичев.

21 августа 2022, награждение. Анатолий - крайний справа. Фото: president.gov.ua

21 августа 2022, награждение. Анатолий - крайний справа. Фото: president.gov.ua

На бумаге имеем заботу, на деле – нет

- История Анатолия – это лишь вершина айсберга. Для нашей общественной организации эта тема началась гораздо раньше – когда в 2024 году мы узнали, что принятый закон практически не выполняется. Потому что о нем просто никто не знает, – рассказывает председатель совета ОО «Социальное движение» юрист Виталий Дудин. - Произошло это из-за несогласованной политики и деятельности различных государственных органов.

Юрист объясняет, что закон о единовременной денежной помощи за вред жизни и здоровью работникам критической инфраструктуры, государственным служащим и другим категориям лиц был принят 20 марта 2023 года. В нем определена единовременная компенсация от 200 000 до 800 000 гривен за инвалидность и 1 000 000 за гибель члена семьи.

– Через год после принятия закона – весной 2024-го - я обратился с запросом в Пенсионный фонд Украины, чтобы узнать, сколько человек получили выплаты. И мне ответили, что средства по этой программе еще не выплачивались. То есть на бумаге мы имеем заботу о героях тыла, которые становятся калеками или гибнут от артобстрелов, от мин, а на деле никто этой заботы не получает.

В конце декабря 2023 года было принято постановление Кабмина №1396, которым принят порядок «использования средств государственного бюджета для выплаты лицам, имеющим особые и особые трудовые заслуги перед Родиной или за работу в специальных условиях».

- Практическая имплементация выглядит так: Пенсионный фонд, получив документы, обращается к Госспецсвязи, где проверяют предприятие по реестру ОКИ – объектов критической инфраструктуры. А этот реестр не наполнен, там нет таких объектов, как "Укрзалізниця", "Укрэнерго", отсутствуют больницы, водоканалы, даже передовые оборонные предприятия. Только с июля прошлого года закон начал с горем пополам выполняться. До этого пострадавшие, обращавшиеся в ПФ, получали массовые отказы в помощи, потому что статус критической инфраструктуры не был подтвержден. Для людей это стало вторым ударом после тяжелого удара судьбы.

Сам из числа ВПЛ

Виталий Дудин подчеркивает, что закон о денежной помощи за вред жизни и здоровью работникам критической инфраструктуры не получил должной информационной поддержки. И считает это проявлением безответственности со стороны чиновников, в том числе и "Укрзалізниці".

- Разъяснительную функцию содержания закона в начале 2025 года взяло на себя «Социальное движение». Мы систематически работали с людьми, причастными к предприятиям критической инфраструктуры. После одного из семинаров, который организовали наша ОО и Молодежный совет профсоюза железнодорожников, Анатолий узнал о своем праве на выплату, - переходит к истории проводника-"легенды" Виталий Дудин.

Однако не так скоро делается, как говорится. В управление Пенсионного фонда в Киеве Анатолий обратился в начале весны, собрав необходимые документы. Юрист говорит, что от него потребовали еще бумажек, которые не предусмотрены в законе. Это тоже отняло время. В конце концов, когда все было готово, вдовца шокировали отказом. Объяснение – прошли три года, отведенные на то, чтобы воспользоваться своим правом.

– Получилась очень досадная ситуация. Никто не может подтвердить, что железнодорожник был информирован о его правах. Тем более что речь идет о человеке, чей вклад в спасение других людей был признан на самом высоком уровне. Анатолий из числа ВПЛ, он нуждается в улучшении жилищных условий. Его жилье в Красногоровке разрушено, сам город находится в оккупации.

Как стало известно Коротко про, в Киеве Бабичев проживает в общежитии, иногда между рейсами гостит у дочери во Львове.

Срок сочли в пользу государства

При поддержке общественной организации Анатолий направил жалобу в Пенсионный фонд Украины на решение столичного управления.

– Также нами сделано обращение в Офис президента. Глава государства должен быть заинтересован, чтобы человек, получивший награду из его рук, был защищен в своих правах. Орган ПФУ должен был отсчитывать трехлетний срок не от 12 марта 2022 года - дата гибели жены Анатолия, а от даты завершения служебного расследования, увязавшего факт смерти с исполнением трудовых обязанностей в период военного положения и завершившегося в июле, - убежден Виталий Дудин. – В постановлении Кабмина №3096 о сроке написано крайне некачественно и не точно, но практика Европейского суда по правам человека такова, что в случае неопределенности в законодательстве решение должно приниматься в пользу гражданина, а на государства.

Также, по мнению юриста, нужно вносить изменения в законодательство – конкретизировать положения, расширить сроки, дать определение объектам критической инфраструктуры, чтобы не зависеть от реестра ОКИ. Но на это могут уйти годы.

Есть вопросы

Кто должен информировать граждан о правах

Лента новостей, телеканалы, YouTube, соцсети, мессенджеры. Информационных каналов достаточно, слишком достаточно, потому что трудно найти иглу в сене, особенно когда ты не знаешь о ее существовании. Любая полезная информация может утонуть в водовороте текущих. Юрист считает, что пропагандистскую функцию должны взять на себя, прежде всего, государственные органы. От себя добавим, что у каждого есть для этого приличный штат пресс-службы.

- Пенсионный фонд и Министерство соцполитики должны были год назад начать массовую кампанию по информированию об этом законе. И не просто на своих сайтах, а в популярных СМИ – путем интервью, разъяснений, комментариев. Защищать работников путем информирования должны и предприятия, признанные операторами критической инфраструктуры. "Укрзалізниця" однозначно является таким оператором. Также ответственность лежит на органах Гоструда, проводящих расследование несчастных случаев, вызванных российской агрессией. Здесь информирование должно быть индивидуальным – под подпись. Вместе с тем нужно улучшать социальный диалог между чиновниками и людьми, которые работают на государство и защищают его, - говорит Виталий Дудин.