В августе 2022 года Владимир Зеленский вручил награды десяти лауреатам премии « Национальная легенда Украины ». Первым в списке был Анатолий Бабичев – проводник одного из пассажирских поездов, которые в начале великой войны тысячами вывозили беженцев из Донбасса. В опасном рейсе Анатолий потерял любимую жену – верного напарника по профессии. По закону №2980 человек имеет право на 1 миллион гривен помощи в качестве члена семьи погибшей работницы критической инфраструктуры, но весной этого года получил от Пенсионного фонда отказ в выплате средств.
Почему законы не всегда защищают права человека и можно ли восстановить справедливость, выясняла журналист Коротко про.
Когда мы связались с Анатолием Бабичевым, он снова был в рейсе, поэтому разговор получился довольно коротким, дополнительную информацию мужчина позволил взять о себе из открытых источников.
Что такое боевые действия, Анатолий знал с 2014-го - город Красногоровка, где жил с семьей, был поблизости к линии разграничения времен АТО-ООС. С женой Натальей, много лет также работавшей проводником, жили душа в душу что дома, что на работе. Вместе числились в Донецком депо, затем их перевели в железнодорожный узел в Мариуполе, вместе ходили в рейсы. Вместе встретили великую войну…
– У нас было направление Константиновка – Киев – Мариуполь. 2 марта приехали в Киев, должны были вечером направляться в Мариуполь, но нас туда уже не пустили. Вернули в Константиновку, где после ночи в вагонах получили разнарядку на эвакуацию, – вспоминает Анатолий. – Сначала было очень тяжело – люди толпами просились в вагоны, бывало, что и мужчины пытались пробраться перед женщинами и детьми. В свой СВ мы просто не в силах были всех забирать, приходилось отказывать. В вагонах не то что лежать, сидеть негде было. Под сиденье пристраивали ведра, мешки с бельем. В дороге царила тишина. Дети не кричали, не канючили. Даже кошки с собаками, которые были в одном купе, не грызлись, не рычали, не мяукали. Как будто понимали, что происходит что-то необычное.
Через несколько дней стало легче – наладился график движения эвакопоездов, к размещению беженцев подключились волонтеры.
– Они спрашивали, сколько можем людей взять - и столько запускали. Мы сажали по четыре человека на полки, маленьких детей, хотя это было вне правил безопасности, иногда клали на третью полку. Наладили и питание: в первые дни раздавали чай, печенье из вагонных запасов, а затем тоже начала работать волонтерская помощь. Перед остановками запрашивали начальника поезда о продовольствии или начальник поезда сам говорил, что надо. Еще и местные жители подносили к вагонам и раздавали пирожки.
В таком режиме Анатолий с Наталкой провели десять дней, увозя беженцев в западные области. Немного отдохнуть и помыться удавалось на обратном пути – на Донбасс.
Около десяти вечера 12 марта 2022 года поезд отправился на Лиман, где посадку ждали новые беженцы, в частности, сотня детей. Пути шли параллельно с автомобильной трассой, по которой двигалась колонна техники. Наталья, жена Анатолия, сидела в это время у окна, листая мобильный телефон. В нее попали обломки вражеского снаряда.
Жену Анатолий похоронил в Красногоровке. Около месяца провел дома, чтобы не оставлять один на один с горем тестя и тещу. Но в городе становилось все опаснее из-за вражеских обстрелов, люди начали уезжать, вывез Анатолий и своих. Одно время провел в Запорожье, где была бригада из его разбитого поезда. Потом, говорит, переманили в Киевское депо. Месяца не прошло, как пришло приглашение к президенту на награждение.
- Выходило так, что у меня должны быть прогулы, потому что не выполнил бы месячную норму. Но пошли навстречу – дали дни за свой счет. Я тогда не объяснил, зачем просил, потому что был еще новеньким в коллективе, – говорит Анатолий.
О том, что работают с "Легендой", киевские коллеги узнали относительно недавно, когда Бабичев уже был на международных рейсах, где курсирует и поныне. Но это уже другая история.
- О законе, по которому я имел право на выплаты в 1 миллион гривен, я ничего не знал, пока не познакомился с общественной организацией «Социальное движение». А о том, что существует трехлетний срок, который я просрочил, узнал только в киевском отделении Пенсионного фонда, - завершает рассказ Бабичев.
- История Анатолия – это лишь вершина айсберга. Для нашей общественной организации эта тема началась гораздо раньше – когда в 2024 году мы узнали, что принятый закон практически не выполняется. Потому что о нем просто никто не знает, – рассказывает председатель совета ОО «Социальное движение» юрист Виталий Дудин. - Произошло это из-за несогласованной политики и деятельности различных государственных органов.
Юрист объясняет, что закон о единовременной денежной помощи за вред жизни и здоровью работникам критической инфраструктуры, государственным служащим и другим категориям лиц был принят 20 марта 2023 года. В нем определена единовременная компенсация от 200 000 до 800 000 гривен за инвалидность и 1 000 000 за гибель члена семьи.
– Через год после принятия закона – весной 2024-го - я обратился с запросом в Пенсионный фонд Украины, чтобы узнать, сколько человек получили выплаты. И мне ответили, что средства по этой программе еще не выплачивались. То есть на бумаге мы имеем заботу о героях тыла, которые становятся калеками или гибнут от артобстрелов, от мин, а на деле никто этой заботы не получает.
В конце декабря 2023 года было принято постановление Кабмина №1396, которым принят порядок «использования средств государственного бюджета для выплаты лицам, имеющим особые и особые трудовые заслуги перед Родиной или за работу в специальных условиях».
- Практическая имплементация выглядит так: Пенсионный фонд, получив документы, обращается к Госспецсвязи, где проверяют предприятие по реестру ОКИ – объектов критической инфраструктуры. А этот реестр не наполнен, там нет таких объектов, как "Укрзалізниця", "Укрэнерго", отсутствуют больницы, водоканалы, даже передовые оборонные предприятия. Только с июля прошлого года закон начал с горем пополам выполняться. До этого пострадавшие, обращавшиеся в ПФ, получали массовые отказы в помощи, потому что статус критической инфраструктуры не был подтвержден. Для людей это стало вторым ударом после тяжелого удара судьбы.
Виталий Дудин подчеркивает, что закон о денежной помощи за вред жизни и здоровью работникам критической инфраструктуры не получил должной информационной поддержки. И считает это проявлением безответственности со стороны чиновников, в том числе и "Укрзалізниці".
- Разъяснительную функцию содержания закона в начале 2025 года взяло на себя «Социальное движение». Мы систематически работали с людьми, причастными к предприятиям критической инфраструктуры. После одного из семинаров, который организовали наша ОО и Молодежный совет профсоюза железнодорожников, Анатолий узнал о своем праве на выплату, - переходит к истории проводника-"легенды" Виталий Дудин.
Однако не так скоро делается, как говорится. В управление Пенсионного фонда в Киеве Анатолий обратился в начале весны, собрав необходимые документы. Юрист говорит, что от него потребовали еще бумажек, которые не предусмотрены в законе. Это тоже отняло время. В конце концов, когда все было готово, вдовца шокировали отказом. Объяснение – прошли три года, отведенные на то, чтобы воспользоваться своим правом.
– Получилась очень досадная ситуация. Никто не может подтвердить, что железнодорожник был информирован о его правах. Тем более что речь идет о человеке, чей вклад в спасение других людей был признан на самом высоком уровне. Анатолий из числа ВПЛ, он нуждается в улучшении жилищных условий. Его жилье в Красногоровке разрушено, сам город находится в оккупации.
Как стало известно Коротко про, в Киеве Бабичев проживает в общежитии, иногда между рейсами гостит у дочери во Львове.
При поддержке общественной организации Анатолий направил жалобу в Пенсионный фонд Украины на решение столичного управления.
– Также нами сделано обращение в Офис президента. Глава государства должен быть заинтересован, чтобы человек, получивший награду из его рук, был защищен в своих правах. Орган ПФУ должен был отсчитывать трехлетний срок не от 12 марта 2022 года - дата гибели жены Анатолия, а от даты завершения служебного расследования, увязавшего факт смерти с исполнением трудовых обязанностей в период военного положения и завершившегося в июле, - убежден Виталий Дудин. – В постановлении Кабмина №3096 о сроке написано крайне некачественно и не точно, но практика Европейского суда по правам человека такова, что в случае неопределенности в законодательстве решение должно приниматься в пользу гражданина, а на государства.
Также, по мнению юриста, нужно вносить изменения в законодательство – конкретизировать положения, расширить сроки, дать определение объектам критической инфраструктуры, чтобы не зависеть от реестра ОКИ. Но на это могут уйти годы.
Лента новостей, телеканалы, YouTube, соцсети, мессенджеры. Информационных каналов достаточно, слишком достаточно, потому что трудно найти иглу в сене, особенно когда ты не знаешь о ее существовании. Любая полезная информация может утонуть в водовороте текущих. Юрист считает, что пропагандистскую функцию должны взять на себя, прежде всего, государственные органы. От себя добавим, что у каждого есть для этого приличный штат пресс-службы.
- Пенсионный фонд и Министерство соцполитики должны были год назад начать массовую кампанию по информированию об этом законе. И не просто на своих сайтах, а в популярных СМИ – путем интервью, разъяснений, комментариев. Защищать работников путем информирования должны и предприятия, признанные операторами критической инфраструктуры. "Укрзалізниця" однозначно является таким оператором. Также ответственность лежит на органах Гоструда, проводящих расследование несчастных случаев, вызванных российской агрессией. Здесь информирование должно быть индивидуальным – под подпись. Вместе с тем нужно улучшать социальный диалог между чиновниками и людьми, которые работают на государство и защищают его, - говорит Виталий Дудин.