29 ноября
Загрузить еще

Благодатный огонь в Иерусалиме не сходит "за бесплатно"

Благодатный огонь в Иерусалиме не сходит
Фото: Богомольцы, ожидая схождения огня, спят прямо в храме

ВХОД ТОЛЬКО ПО ПРОПУСКАМ

На схождение Благодатного огня в Иерусалим съезжаются тысячи паломников. И каждый мечтает первым прикоснуться к чуду.

- Огонь сходит в Храме Гроба Господня, - говорит моя новая знакомая Тамара, с которой летим одним рейсом. – Храм большой – вмещает почти 20 тысяч человек. Но практически все они – из официальных делегаций. Проходят по пропускам.

- Каким пропускам?

- Их выдают церквям и посольствам со всего мира. А простых смертных запускают уже перед самым схождением огня. Пройдет несколько тысяч – не больше. Потому важно стоять как можно ближе к храму, а еще лучше – остаться там на ночь.

- Так давай останемся…

- Шутишь? Перед закрытием полиция "зачищает" весь храм. Я в прошлом году пыталась спрятаться  – нашли. Вывели наружу. Но потом выяснилось, что часть моей группы каким то чудесным образом осталась в храме.

- Я вас умоляю, - вмешался в разговор еще один сосед по креслу. – Знающие люди уверяют, что весь Иерусалим зарабатывает на схождении огня: и евреи, и арабы, и священники. Как говорят в Израиле: проблема, которую можно решить за деньги – это не проблема, это расходы. Так что если  у вас есть деньги на "расходы", то считайте, что вы уже попали в храм.

- Но каким образом?

Мужчина скривил загадочную мину, дескать это уже ваши проблемы. Что ж для начала стоит оглядеться.

"ЗАЙЦЕВ" ПРЯЧУТ В АРАБСКИХ ЛАВКАХ

Итак, идем по Иерусалиму. Он делится на "новый горд" и старый, где собственно находится храм. Старый город – это нечто. Окружен оборонными стенами времен крестоносцев. Делится на четыре квартала: арабский, армянский, еврейский и христианский. И везде по пути к храму торговые лавки. Арабы зазывают:

- Привет! Откуда приехал?

- Из Украины. На схождение огня, - отвечаю.

-  Есть пропуск, - говорит. -  Стоит 300 долларов.

- Триста? – размышляю.

- Не бери, - шепчет на ухо мужской голос. – Это обман. Пропуска фальшивые.

Оборачиваюсь стоит парень. Представился Арменом. Говорит местный житель – обитает в армянском квартале.

- С арабами не связывайся, - предупреждает. – Тебе в лавке еще не предлагали ночевать?

- Нет, - качаю головой. – А зачем там ночевать?

Оказывается когда полицейские "зачищают" храм, народ бежит в старый город. Это логично: чем ты ближе от храма – тем раньше пустят внутрь на следующее утро. Но проблема в том, что скрыться в подворотне не возможно. Допустим в армянский квартал, где обитает тысяча человек, ведет всего одна арка. Ее закрывает массивная дверь 18 века.

Армен страж армянского кваратала: Ваши паломники стучат в двери, но мне их пускать нельзя

- Ключи от нее весят три килограмма. И эти ключи у меня, - поясняет Армен. – Когда моя смена, пускаю только местных. Я знаю в лицо каждого.  А после двенадцати ночи вообще никого не пускаю – такие правила. Если я его нарушу – меня завтра же отправят обратно в Армению.  Но ваши-то правил не знают. Они стучат – стучат, а вслед за ними бежит полиция. Полицейские лупят дубинками по стенам  и  кричат "Го – го". То есть "уходите – уходите".

- Но можно ведь скрыться и в другом квартале. Или все закрываются на ночь?

Оказывается не все.  Но в еврейском допустим закрывают улицы. И уж точно все подъезды. В любом случае ты обречен маячить на пустынном перекрестке – и не скрыться. Так что единственный вариант – это укрыться в лавке у арабов. Они запускают внутрь "постояльца", закрывают свой магазинчик – и открывают его утром. Точнее арабы обещают что так будет.

- На самом деле нормальные торговцы не рискуют – за укрывательство штраф в 5 тысяч шекелей ( "зайцев" не штрафуют – просто выгоняют – авт.), - поясняет Армен. – А аферисты "продают" свои лавки по несколько раз. Они берут с тебя 100 долларов – заводят в лавку и звонят знакомому полицейскому. Он тебя "случайно" находит. Чуть позже араб заведет вторую жертву, потом третью.

И всех постигнет та же участь. Реально на ночь никого не оставят. Во – первых, боятся за свой товар. Во – вторых, боятся визите "незнакомых" полицейских. Что ж раз все так сложно, возможно повезет укрыться в самом храме.

МОНАХИ ИДУТ В РУКОПАШНУЮ

В храме судя по перезвону колоколов уже началась служба. Перед схождением огня она длиться до двух ночи. Народу внутри  – масса. Сам храм поражает. Он огромный, старинный, невозможно странный. Его архитектура лишена всякой логики. Внутри множество отдельных церквей. И все неправильной формы.

- И в этом храме нет главного, - подслушиваю монолог одного из экскурсоводов. – Каждый из пределов – собственность одного из патриархатов. Те церкви, что в центре – принадлежат грекам, слева – армянам. Чуть выше – коптам ( египетские христиане – их легко распознать - все поголовно закутаны в километры белой марли – авт.). Там дальше – храмы католиков из ордена францисканцев. Священники не ладят друг с другом, периодически идут в рукопашную.

Улочки Иерусалима узки и запутанны.

 Братья – францисканцы весьма уверены в себе – сразу понимаешь, что с такими шутки плохи. Армяне – тоже перестраховались. Приняли в свои ряда нескольких  чемпионов по рукопашному бою. Этих ребят легко распознать – игру мышц не скроет сутана. Греки всегда напряжены и готовы отразить атаку. Нет никого похожего на наших порой весьма упитанных и меланхоличных служителей церкви. Тут каждый борется за вою веру и за свой предел. Службы во всех церквях идут одновременно. В храме царит настоящий сумбур. Впрочем и этот хаос имеет свой порядок. Так в полночь  начался крестный ход под предвадительством патриарха Иерусалимского Феофила.  Он обходит все пределы. Впереди него спешат священники – они будят измученных паломников, которые распластались на плитах храма . Они грозят тем, кто разложил свои бутерброды – и усмиряет голод. Но чуть патриарх прошел паломники снова роняют голову на грудь – их не может разбудить даже едкий, практический невыносимый запах ладана, что летит со всех пределов.

- Зачем вы тут спите? Чего ждете? – подхожу к группе богомольцев.

Говорят ждут закрытия храма – надеются остаться. И все поголовно. Так наши обычно столь благоговейные бабульки, как бы между прочим  пытаются высадить двери подсобных помещений. И под предлогов поиска нужной иконы шарят взглядам по всем пределам. И чем ближе к закрытию, тем пытливей взгляд старушек. Впрочем не только они сканируют храм – есть и другие люди. Работники церкви: электрики, охранники пределов. Они ищут своих клиентов.

- Если хочешь ночевать здесь – дай мне 300 долларов, я отведу тебя в подсобку, - говорит молодой парень по имени Эллушка, что служит электриком в одном из приходов.

- Ты хочешь обмануть меня?

- Нет – могу показать, - парень тащит меня за руку к потаенной двери, подымаемся по ступенькам  – и мы в его подсобке. Там уже сидят трое наших богомольцев.

- Как думаете он нас потом не выдаст? - обращаюсь к одному из "присутствующих в подсобке".

- Эти не выдают. Мы в прошлом году  уже ночевали, - говорит мужчина. – Если сомневаешься – обратись к монахам. Лучше грекам или армянам. Правда у них будет дороже…

О как! Скажет тоже. Но с другой стороны: попытка – не пытка. Там армянские священники вроде как  без дела то и дело снуют среди богомольцев. Похоже, негласно предлагая свои услуги. Подхожу к одному из них: так мол и так.

- Хорошо, - кивает парень в рясе. – Но надо сделать пожертвования на храм – 500 долларов.

Богомольцы, ожидая схождения огня, спят прямо в храме

И все бы хорошо, но нет с собой таких денег. Раз нет – монах идет дальше и через несколько минут тихонько уводит группу людей  в лабиринты келий. Так "случайно" испарилась примерно треть богомольцев. Остальных "попросила" полиция. Весьма жестко и уверенно нас гнали по улицам старого города. Россияне бежали быстро - быстро.

- Говорят у них полиция как наш ОМОН, - на бегу поясняет один из "беглецов". – Дубинкой прикладывают без разговоров.

Однако инцидентов не было. Всех выпроводили подобру - поздорову. Часть паломников улеглись на клумбы прямо у ног полиции, что защищают ворота в город. Тут мы решили дожидаться рассвета.

- Но с другой стороны зачем эта суета? Через день мы сможем взять этот огонь вполне свободно, - рассуждаю в окружении уже сонных богомольцев.

- Да, но проходя через сотни рук огонь частично теряет свою силу, - объясняет мне одна из паломниц. – И главное там другое – всплеск радости при появлении огня. Тысячи людей кричат и плачут. А ты находишься в эпицентре. Ты словно губка впитываешь чужую радость.

- Послушайте, а что если огонь не сойдет? – вдруг встрепенулся один из паломников.

- О! Он сойдет, - рассуждаю, вспоминая все те махинации, которые прокручивают жители Иерусалима "в ожидании чуда". – Слишком много людей молятся о том, чтобы наше православное чудо состоялось. Их молитвы от самого сердца – так же как и наша вера. И потому благодатный огонь столь силен – он изначально соткан из надежды.