Первые два дня глобального карантина в стране прошли на тройку с минусом. Люди застряли между городами, областями, домом и работой. Самой большой проблемой оказался санитарный режим в городском транспорте. В Киеве и Харькове, где решающую роль играет метро, вообще получился коллапс. В троллейбусы и маршрутки пассажиры набивались как сельди в бочки. Маски на лицах были только у единиц.
Сейчас столичная власть думает, как выйти из положения, как организовать подвоз на работу медиков из пригорода и как доставить продукты и лекарства пенсионерам. А пока она продолжает размышлять, в больницах не досчитываются медсестер, а бесстрашные пенсионеры штурмуют магазины и аптеки. Больше всех вместе взятых коронавирусов они боятся остаться без еды и пилюль, потому что уже не раз переживали времена тотального дефицита.
Между прочим, в пригороде живут не только медсестры, но и врачи. В одной из столичных семейных амбулаторий "КП" в Украине" рассказали, как их врач-педиатр час полушла-полубежала из своего села вдоль трассы, пока не добралась до конечной маршрутки на станции метро "Лесная". И ей – знатоку всех санитарных норм! – уже было глубоко наплевать, какой по счету она втиснется в салон: десятой, двадцатой или шестьсот шестьдесят шестой.
- А другой доктор, он живет в Броварах, пересел на машину и за два дня выездил все деньги на бензин, - поделилась наша собеседница. - Если власти что-то быстро не придумают, такой сознательности хватит ненадолго.
Расчет правительства на то, что дома останутся все, кого они хотят там оставить, явно не оправдался. И как угадать, кто по делу место в транспорте занимал, а кто по беспечности?
- Этот карантин объявлен по принципу ветеринарного, - констатирует президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк. – Загнали телят в хлев и закрыли, чтобы не разбежались. А с людьми такие правила не работают. В каждом обществе есть 20% законопослушных граждан, которые выполняют все предписания, 20% таких, кто сознательно нарушает указания, а остальные действуют по обстоятельствам.
Робкая идея запустить в городской транспорт полицию тоже обречена на провал. Тогда патрульным придется бросить охранять худо-бедно порядок на улицах и оформлять ДТП. Все наши эксперты сходятся в том, что закрытие метро было далека не лучшей идеей.
- В метро легче регулировать наполняемость, чем поток пассажиров в городском транспорте, - говорит бывший мэр Киева Иван Салий. – У входа поставить полицию и контролировать, чтобы люди заходили из расчета по 20 человек на вагон.
Тем более что в метро есть своя полиция.
Член правления Ассоциации семейных врачей Киева Руслан Добровольский карантинные мероприятия в целом поддерживает, но транспортный вопрос тоже вызывает у него удивление. Из-за этого коллапса к врачам не смогли добраться многие пациенты, особенно из пригородов. По мнению доктора, власти обязаны были подумать о сообщении, которое позволяло бы поддерживать санитарные нормы, а не пускать все на самотек.
Сегодня у многих вызывает ироничный смех требование столичных властей заходить в транспорт в масках – тех самых, которых нет или которые втридорога. Но доктор как раз считает такой порядок оправданным. И проблема даже не столько в дефиците защитных средств, сколько и в разъяснительной работе.
Но сначала сделаем отступление. Первые громкие заявления о том, что маски никому не помогают, появились в 2009 году, когда на нас напал "свиной грипп" и маски также оказались в дефиците. Сегодня сформировались два диаметрально противоположных мнения медиков.
Первое: маски должны носить только больные, здоровым они до лампочки, поскольку вирус легко проникает через поры ткани. Второе: маски являются достаточно эффективной защитой от любой пакости.
Первого мнения придерживаются медики, считающие себя прогрессивными, второго – представители классической школы.
- Я принадлежу к числу вторых, - говорит Руслан Добровольский. – Во-первых, у 70% инфицированных симптомы болезни, вызванной коронавирусом, протекают легко. Мы не можем знать, здоровый перед нами человек или инфицированный, он этого не знает сам. Во-вторых, о новом вирусе нам очень мало известно. Маска – это единственный барьер, который мы можем перед ним поставить, и этим не следует пренебрегать.
Доктор говорит, что гоняться за дефицитными масками не обязательно. Их легко пошить самому – из марли, если есть, из кухонного полотенца, из любой ткани, которая позволяет дышать, если сложить ее в несколько слоев. Носить одну и ту же маску действительно можно три часа, но чтобы ее простерилизовать, достаточно прогладить горячим утюгом или даже просушить на ярком солнце.
- Уже известно, что вирус достаточно неустойчив к внешним факторам, солнечные лучи сильнее его. Если вы идете по малолюдной улице, маску лучше поднять на лоб, чтобы она просохла, - говорит доктор. – Маской надо защищать себя в транспорте, в магазине, а на свежем воздухе только в том случае, если рядом много посторонних.
Но в социальную рекламу по борьбе с коронавирусом рекомендации по маскам не включили, хотя это так же важно, как мыть с мылом руки.
- Мы проводили серьезный научный эксперимент, - говорит завотделом респираторных и других вирусных инфекций Института имени Громашевского профессор медицины Алла Мироненко. – Он достаточно сложный, но вкратце сводится к следующему: на ткань наносили аэрозолем вирусы и имитировали специальным насосом вдох. Результат убедил нас, что маска служит достаточно надежным барьером.
По мнению вирусолога, в Украине не нужно было закрывать парикмахерские и салоны красоты, если бы была уверенность, что клиент и мастер будут общаться между собой в масках.
- Но кто это проконтролирует? Никто. Поэтому приняли решение об изоляции, - резюмирует Алла Мироненко. – Такой жесткий карантин ввели для того, чтобы растянуть время. Состояние наших больниц таково, что, если в них поступит один-два пациента, им смогут помочь. Если несколько десятков, то будет очень трудно. Вирусоносители среди нас, и от этого никуда не деться.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Пока врачи сами шьют маски, олигархи прячут в гаражах аппараты для вентиляции легких
Коронавирус породил множество вопросов, на которые ответ может быть найден слишком поздно.