Каменные статуи из населенных пунктов на линии фронта в Донецкой области свозят в исторический музей в Днепре - один из самых старых музеев в стране, основанный еще в 1849 году. Как сохраняют сейчас половецких баб, Коротко про рассказали сотрудники музея.
Бывает, у дверей музея останавливается побитая осколками и закамуфлированная грязью машина, а из нее звучит уставший голос бойца: «Бабу принимайте! На передовой нашли». Сотрудники музея даже не могут вспомнить, сколько таких случаев было. Один из последних (на фото сверху): улыбающиеся военнослужащие передают фронтовую находку на ответственное хранение. Днепропетровский национальный исторический музей имени Яворницкого для памятников - как переселенческий хаб, где есть возможность переждать лихие времена.
Бабы простояли по тысяче, а некоторые – по пять тысяч лет в украинских степях, сейчас же им грозит перспектива рассыпаться в крошку под градом падающих снарядов. Пока спасти удалось 14 таких статуй – все они в Днепре.
Такие статуи сохранились, в основном, только в украинских и южно-российских степных областях, где когда-то и останавливались их создатели. Были они в Мариуполе, в Луганске, Бердянске.
- Это очень ценный исторический источник для изучения того периода, к которому они относятся, а также мировоззрения, верований и даже образа жизни людей, - поделился с Коротко про археолог, и.о. директора Днепропетровского национального исторического музея имени Яворницкого Александр Старик. - Это ценный артефакт для любого музея. Очень долго к ним было отношение небрежное. И только в последнее время начали немножко понимать их значение и популяризировать их. Поэтому сейчас каждая такая статуя, для нас особенно, имеет сверхважное значение. Их осталось очень-очень мало - по той причине, что сначала население их использовало для своих нужд, а сейчас они во многих случаях попадают под огонь на линии фронта.
По словам Александра Старика, еще в ХІХ веке таких баб в Украине было несколько тысяч. Сейчас остались единицы.
В историческом музее в Днепре хранится одна из наибольших коллекций каменных баб в Восточной Европе. Фото: facebook.com/yavornytskiymuseum
Обобщающим словом «бабы» называют все статуи. На тюркских языках, которые использовались в племенах, живших в наших степях, «баба» означает "отец" или "дед". Хотя называются и другие значения: «идол», «камень с надписью».
Статуи, которые хранятся в историческом музее в Днепре, принадлежат к разным периодам. Одни – к бронзовому веку, другие – к эпохе скифов, третьих ваяли половецкие древние скульпторы. Это может быть фигура как женщины, так и мужчины. "Баб-мужчин", в основном, ваяли скифы. Они олицетворяли воинов и изображались с рогом для вина, часто – с оружием. У половецких - другой отличительный признак: в руках каждая из них держит сосуд, сакральную чашу.
Некоторым древним изваяниям, по словам сотрудников музея, примерно пять тысяч лет. Другим – около двух с половиной тысяч. Но больше всего сохранилось именно половецких статуй, которым около 700-800 лет.
- Их делали из разных материалов, чаще всего - из песчаника, но могли быть и из гранита, - объясняет Коротко про научная сотрудница музея Виктория Обух. – Песчаник – это достаточно мягкий камень, поэтому он больше страдает и от времени, и от природных условий, и от механических повреждений. Такую статую легче повредить.
Днепропетровскому музею повезло – здесь хранится одна из наибольших коллекций каменных баб в Восточной Европе. Всего – 102 древние скульптуры. Плюс еще 14, вывезенных военными и волонтерами из Донецкой области.
В Великой Новоселке Донецкой области половецкую статую из песчаника обнаружил один из военных - сотрудник исторического музея в Днепре. Ценный почти тысячелетний артефакт специалист опознал, конечно же, сразу. Чуть позже были обнаружены еще три. При участии других военных и волонтеров четыре статуи погрузили и вывезли подальше от линии фронта. Сейчас они находятся в музее в Днепре.
Последние пополнения коллекции каменных баб в Днепропетровском историческом музее - это несколько половецких баб из Донецкой области, которые в конце прошлого года привезли бойцы из 3-й штурмовой бригады.
- Статуи олицетворяли предков, которые должны помочь тем или иным племенам достичь определенных желаний, - объясняет Александр Старик. – В какое-то время служили олицетворением богов, но чаще все-таки были связаны с культом предков. Со статуями разговаривали, их использовали в обрядах, устанавливали в культовых местах, на курганах и святилищах. Также им приносили жертвы. Главная связь - с культом предков.
Разбитую на куски половецкую бабу XI века волонтеры вывезли из Донецкой области год назад. Фото: facebook.com/yavornytskiymuseum
Днепр нельзя назвать спокойным городом – прилеты здесь случаются довольно часто, линия фронта близко. Поэтому с началом войны пришлось надевать "броники" и на баб. Поначалу защитой служили мешки с песком вокруг статуй, затем их заменили на кевларовые «жилеты». Так что пока посмотреть статуи нельзя – спрятаны за броней.
Половецкие бабы, которых вывезли из-под обстрелов, уникальны и характерны не для всех территорий Украины, а именно для степной зоны.
- К сожалению, уже есть случаи их повреждения на территории, где ведутся боевые действия, поэтому это очень важно - вывезти эти статуи, - вздыхает Виктория Обух. - Часто это делается в очень сложных условиях.
Впрочем, оставлять себе ценные каменные артефакты днепровские музейщики не планируют: после победы их вернут в те места, откуда они происходят. На Донбасс. Здесь они чаще всего хранились на территории районных музеев, на курганах, но были и на частных территориях.
- У нас они временно хранятся под пристальным наблюдением ученых, которые занимаются их изучением и реставрацией - в случае необходимости, - отмечают в музее.
Некоторые из статуй приходится буквально собирать по кускам. Чем ближе линия фронта, тем меньше остается возможности их спасать.
После войны для сотни статуй из экспозиции планируют построить лапидарий с климат-контролем, реставрационной мастерской и исследовательским центром, а также создать каталог каменной пластики.
На время войны каменные бабы в Днепре убрали с улицы и надели им кевларовые "броники". Фото: facebook.com/yavornytskiymuseum