28 ноября
Загрузить еще

Хоккеисты сборной СССР играли на винзаводе в футбол, а Валерий Лобановский обещал создать в Ялте тренировочную базу киевского "Динамо"

Хоккеисты сборной СССР играли на винзаводе в футбол, а Валерий Лобановский обещал создать в Ялте тренировочную базу киевского
Фото: Киевские динамовцы в Массандре. Были времена!

Инструктор по физкультуре строительного треста, потом городского жилищного управления, позже председатель спорткомитета Ялты и директор стадиона "Авангард", а ныне председатель горнолыжного клуба просто любит спорт. Да так, что в маленьком курортном городке он стал настолько массовым, что его показывали в центральных новостях Первого телеканала СССР, а Николай Озеров искренне удивлялся, что на курорте играют в хоккей. 

КАК САХАЛИН ЛЮБОВЬ К СПОРТУ ПРИВИЛ

Все началось с того, что отцу Канцерова - московскому телеграфисту, бывшему десантнику и инвалиду Великой Отечественной войны - предложили многообещающую работу на Сахалине. И семья из родителей и двух маленьких детей рванула через всю страну за 8 тысяч километров, как будто речь шла о загородной поездке. 

- Мы жили в поселке Южный Сокол, и  организованного досуга не было. Раз в четыре года проходили выборы депутатов в Верховный Совет РСФСР, во время которых в спортзале клуба гарнизона безостановочно крутили патриотические фильмы. Раз в месяц выезжали в город Сахалин на аттракционы и в планетарий, - вспоминает Павел Михайлович. - В самом поселке у родителей по пятницам были посиделки с гармонью и спиртом. У детей - лес и сопки. Поэтому свой досуг организовывали сами. И  то, его надо было еще заработать. Я вставал в четыре часа утра, чтобы перекопать огород, вычистить коровник, наколоть дров. Только после этого отец отпускал играть в футбол, волейбол, на рыбалку или по грибы. Зимой катались на лыжах и коньках, играли в "войнушки". 

Паше Канцерову на Сахалине нравилось. 

- О компьютерах и телевизорах мы тогда не слышали, и они не нужны были. Спорт - это был досуг и самовыражение. Самых быстрых, сильных уважали. Что еще нужно было пацану?

Внимание первой красавицы класса Маши Власовой. Поэтому Паша Канцеров быстро стал самым быстрым в школе по бегу на коньках и беговых лыжах. На переменах до пота гонял в футбол, забивая мячи в ворота, которыми служили две березы. Легкая атлетика, волейбол, баскетбол, шахматы, шашки… - играл во все, во что можно было.

Дошло до того, что энергичного паренька пригласили выступить за сборную дивизии, а когда еще и заиграл в хоккей с мячом, то вообще сразил всех девчонок класса наповал. В первой же игре сборная школы выиграла у солдат 11:2, и все мячи забросил Канцеров. 

- Это была жизнь! - с улыбкой вспоминает Павел Михайлович. - К концу школы у меня было три значка ГТО, второй разряд по футболу, и я никуда не хотел уезжать через десять лет после приезда. Если бы опять не отцовская непоседливость, которую полностью поддержала мама. Она была хохлушкой, скучала по борщу, помидорам, которые на Сахалине не росли, и с радостью согласилась на предложение сестры отца переехать в Ялту. Профессор Рябцева работала в Никитском ботаническом саду и обещала брату помочь с трудоустройством. 

В КГБ - ЗА СПЕШКУ

Через неделю после приезда в Ялту Павел Канцеров уже играл в команде "Строитель" треста "Крымспецстрой" на Кубок города. 

- Подошел на стадионе к тренеру, он согласился меня посмотреть. Я тогда сильно удивился, что в раздевалке все игроки говорили не победить, а жестко: порвать, лечь костьми… и не очень-то жаловали меня. Команда была возрастная, и никто не хотел делиться со мной местом в составе. Но тренер сказал, и я вышел на поле и забил даже гол. 

Из увлечения в начале для рабочего Гурзуфского винсовхоза, потом рабочего строительного треста спорт как-то незаметно перерос в профессию. 

- Приглашали в "Таврию", но из-за травмы большой спорт мне не светил, - Канцеров начал карьеру спортивного массовика-затейника с должности спортинструктора СУ-31 треста "Крымспецстрой".

В 50-х почти все предприятия и организации имели футбольные команды и спортинструкторов. На предприятии даже гимнастика входила в обязательную программу рабочего дня. Неудивительно, что рабочие пилорамы, на которой работал в тресте Канцеров, создали свою команду. Но заниматься ему пришлось больше детскими командами. 

В 1964 году с легкой руки легендарного Льва Яшина ЦК ВЛКСМ подарил мальчишкам всесоюзный турнир по футболу среди дворовых команд "Кожаный мяч", и, будучи уже спортинструктором горжилуправления, Павел Канцеров с головой окунулся в детский футбол.

До переезда с Сахалина на ЮБК Канцеров даже не знал, что и тут вполне можно найти снег и кататься на лыжах. 

В "Кожаный мяч" ялтинцы играли с самого первого турнира.

- В горкоме комсомола, который проводил турнир вместе с горжилуправлением, почему-то считали, что мы опозоримся перед крупными городами, - Канцеров уговорил комсомольского начальника и с командой-победителем
1968 года поехал в Полтаву, угодив до этого на допрос в КГБ: - В нынешнем Доме пионеров располагался горсовет, и я шел в финуправление подписать заявку на финансирование поездки. Спешил, поэтому перемахнул через забор и бегом поднялся по лестнице, на которой едва не сбил с ног председателя Совета министров СССР Николая Косыгина. В горсовете он беседовал с редактором одной из ведущих индийских газет, встреча только закончилась, и гости спускались к автомобилю.  А тут я со своей заявкой. Хорошо, что вовремя остановился. Косыгин посмотрел на меня удивленно, потом улыбнулся и молча пошел дальше. Чего не скажешь об охране. Они разозлились за то, что проморгали постороннего, и начальник ялтинского отделения КГБ вызвал меня на допрос. Задал единственный вопрос: "Как ты сумел пройти охрану?" А когда узнал, то наказывать не стал, ограничился устным нагоняем. А заявку я в тот же день подписал. 

Поездка, однако, удовольствия не произвела. 

- Я тогда едва не разочаровался. Был наивный и страшно возмущался, когда судьи не замечали, что нам забивали из положения вне игры или выставляли команду переростков с поддельными метриками. Тогда команда "Орион" первого домоуправления заняла третье место, а могла и победить.   

КАК ЧЕМПИОНАТ ГОРОДА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ТВ ПОКАЗЫВАЛИ

В том же 1970 году спортинструктор горжилуправления совместно с горкомом комсомола, спорткомитетом и тренерами-общественниками развили такую бурную деятельность, что ее плоды приехало снимать Центральное телевидение СССР.  "19 мая в День пионерии мы открыли первые ялтинские Олимпийские игры среди дворовых команд, и на стадион собралось сто команд - полторы тысячи школьников, - продолжает рассказ Павел Михайлович. - До этого по заказу из Харькова привезли целый грузовик инвентаря и формы, и стадион выглядел как во время серьезных взрослых соревнований. Это было впечатляюще даже для Советского Союза, раз Центральное телевидение показало в программе "Время" начало "Кожаного мяча"  только в Москве, Челябинске и Ялте. 

Детский спорт на курорте стал настолько массовым, что в 1972 году Канцеров уже вез в Ялту клюшки и роликовые коньки. Из-за чего его даже не пускали на борт самолета в киевском аэропорту, пока он не доказал директору, что в Ялте тоже могут играть в хоккей. Играли, правда, в хоккей с мячом, но когда первый городской турнир "Золотая шайба" состоялся, то ялтинцам удивлялся уже знаменитый спортивный телекомментатор Николай Озеров. Автор фразы "такой хоккей нам не нужен" встретился с Канцеровым в "Лужниках" по инициативе горкома комсомола и долго разводил руками: "Ну вы даете! В Ялте играете в хоккей!" И благословил соревнования. 

- Знаете, тогда спорт был своеобразной национальной идеей. На городском уровне существовала система детских спортклубов на базе ЖЭКов, на которую отчисляли процент денег с квартплаты. Каждый трудовой коллектив имел свою команду, а каждый второй - спортинструктора в штате. Руководители городских предприятий и организаций увлекались спортом.  Поэтому спорт и был массовым. 

Времена начали меняться после Олимпиады в 1980 году. До этого в городе построили с десяток мини-футбольных площадок, планировали строительство четырех больших футбольных полей, крытых кортов. Но… Советский Союз изрядно потратился на поднятие своего имиджа на самых престижных международных соревнованиях, и в регионы пошла команда сократить расходы на спортивные объекты и отложить их возведение до лучших времен, которые так и не наступили.

Канцеров и Лобановский были знакомы еще с середины 80-х. 

НЕТТО ИГРАЛ, БРУМЕЛЬ РАССКАЗЫВАЛ, А ЯШИН ПЕЛ

Первое знакомство со звездами большого спорта у Павла Михайловича Канцерова произошло еще на московском стадионе им. Сталина в канун переезда на Сахалин. Во время тренировки знаменитой футбольной команды ЦДКА к 6-летнему пацану отлетел мяч, он его поймал и шустро вернул подбежавшему Всеволоду Боброву. 

- Будешь футболистом! - улыбнулся легендарный спортсмен.     

- Я был на седьмом небе. Футбол был страшно популярен, спортсменов боготворили, и попасть на стадион даже среди взрослых считалось удачей. Мы выпасали лошадей конной милиции, и стражи порядка за это пропускали нас на трибуны. 

Павел Михайлович помнит, что экскурсии в мир большого спорта были единственной возможностью для паренька из рабочего района посмотреть, как надо играть в футбол. После этого ребятня пыталась повторить финты звезд уже на своих стадионах - во дворах домов. 

Если на Сахалине брать пример любителям спорта было уже не с кого, то Ялта от Москвы почти не отличалась. От спортивных звезд, которые начали приезжать на курорт с 60-х, рябило в глазах. Сборные СССР по боксу, хоккею и футболу, ЦСКА и "Спартак", "Днепр" и "Шахтер"…   

- Сейчас у нас тренируются лишь звезды украинской легкой атлетики, а советская Ялта "звездила" по всем фронтам. Чемпионы мира, Европы, Олимпийских игр… были частыми гостями города. Ялта считалась идеальным местом в СССР для проведения осенне-зимних тренировочных сборов.

Павел Михайлович помнит, как Игорь Нетто приводил в восторг болельщиков на "Авангарде" в тренировочных матчах "Спартака" и "Днепра", а команда ялтинцев во дворе винзавода "Массандра" свела вничью 3:3 футбольный матч с хоккейной сборной СССР, которой не помогла и знаменитая "пятерка": Макаров, Фетисов, Касатонов, Ларионов и Быков. 

Чемпион Олимпиад и мира прыгун Валерий Брумель на встречах с горожанами раскрывал секреты своей техники, сборная СССР по боксу устраивала показательные бои, а Лев Яшин курировал на курорте соревнования.

Один из лучших вратарей мира за всю его историю приехал в Ялту в 1981 году на один из этапов Кубка СССР по футболу, который проводили в Артеке. У начальника спорткомитета Канцерова поинтересовался: "Горилка с перцем у вас не перевелась?" Вечером в номере люкс гостиницы "Ялта" Лев Яшин, тренер "Колоса", будущий наставник  "Днепра" Владимир Емец, директор московского стадиона им. Ленина Владимир Алешин и Павел Канцеров в один голос исполняли песню об олимпийском мишке.  

Директор стадиона так хорошо пел, что все замолчали и слушали его со слезами на глазах, так было трогательно.

БЛОХИН НЕ В НАСТРОЕНИИ

Киевское "Динамо" первый раз приехало на сборы в Ялту сразу после обидного и несправедливого вылета сборной СССР на чемпионате мира в Мексике в 1986 году. 

Киевляне были на пике популярности. Действующие чемпионы СССР в апреле выиграли второй по престижности в Европе Кубок обладателей Кубков, составляли костяк сборной, которой до этого прочили как минимум призовое место на мировом первенстве, и стадион во время их тренировок осаждали сотни горожан. Дошло до того, что шустрые спекулянты, наделав фотографий всенародных любимцев, стопками передавали им их для автографа, чтобы позже продать на рынке по трояку за штуку. Будущий обладатель титула лучшего футболиста Европы - "Золотого мяча" Игорь Беланов это заметил и отгонял ушлых "фотокорреспондентов".

А вот Олег Блохин не подпускал к себе никого с самого начала и вообще выглядел раздраженным.

- В соседнем со стадионом кафе мы как-то ели шашлыки. За столом собрались Виктор Чанов, Игорь Беланов, Василий Рац с женами. Позже подошел Блохин, которого спросили: "Олег, а где Ирина?" "Да ну!" - махнул тот рукой. Отношения с супругой - знаменитой гимнасткой Ириной Дерюгиной у него не складывались, немного позже они развелись, поэтому он был не в настроении.  

С неохотой говорили и о фиаско в Мексике из-за судьи в матче с бельгийцами. Правда, рассуждали, что не Рината Дасаева, а Виктора Чанова надо было ставить в ворота в основной состав. Но при Валерии Лобановском, который совмещал тренерский пост в "Динамо" с работой в качестве наставника сборной, о его вотчине - принятии решений, старались помалкивать. Валерий Васильевич свои действия обсуждать не любил, а нрав имел суровый.

Олег Блохин, бывая в Ялте, не отказывал себе в удовольствии посещать дегустации знаменитых крымских вин.

Он вообще был немногословен и говорил только по делу. После 1986 года киевляне часто приезжали в Ялту - и у Павла Михайловича было время, чтобы пообщаться со знаменитым тренером. В 90-х, когда Лобановский вернулся из Объединенных Арабских Эмиратов и возглавил киевское "Динамо", команда не раз проводила сборы в Ялте. Вспоминали с ним 1967 год, когда он и Базилевич играли в донецком "Шахтере", а в Ялте спаринговались с местным "Строителем", за который я тогда выступал. Была грязища, особая техника была не нужна, и мы на равных возились с мэтрами футбола. Мне было 27 лет и было приятно обвести или пробить между ног футбольному кумиру. Говорили с Лобановским и о будущем ялтинского стадиона. Валерий Васильевич говорил, что "Авангард" - оптимальное место для сборов, но его надо реконструировать. Для чего готов был брать в аренду стадион на зимний период. Обещал поднять этот вопрос после того, как завершится строительство тренировочной базы под Киевом в Конче-Заспе. Не успел, умер.

С динамовским вратарем Виктором Чановым Павел Канцеров общается до сих пор. Они дружат.

-  В 1992 году в моей семье произошла трагедия. Младший сын Илья учился на третьем курсе в Харьковском университете. Как-то на улице заступился за девушку, за что в комнате общежития его жестоко избили. Шесть месяцев Илья провел в реанимации, и ему требовалось дорогостоящее лечение. Я искал все возможные варианты. А Виктор Чанов тогда играл в Израиле и не поленился, узнал, какие клиники могут заняться лечением Ильи. Увы, это не помогло, через семь лет сын умер, но я благодарен Виктору за отзывчивость. Сейчас встречаемся с ним, когда приезжает к нам на отдых, - он купил квартиру в Партените. 

Последними "клиентами" стадиона при директоре Канцерове были легкоатлеты. Единственный белый спортсмен, который перебегал чернокожих на стометровке, двукратный олимпийский чемпион президент Федерации легкой атлетики Украины Валерий Борзов стал частым гостем ялтинского "Авангарда". Здесь проводится добрая половина всех главных соревнований страны. А на зимний Кубок Европы по метанию в 2007 году вообще собрались сильнейшие метатели мира - мировые рекордсмены, победители Олимпиад, мировых и европейских первенств. 

В 70 - В ГОРЫ

В прошлом году Павел Михайлович сдал дела новому директору стадиона, который при Канцерове пережил лихие 90-е и стал официальной базой подготовки олимпийской сборной Украины. Но и в свои 70 лет он в движении. Председательствует в горнолыжном клубе "Ай-Петри".  

 - Я же когда уезжал с Сахалина, раздарил лыжи, клюшки и коньки одноклассникам. А когда увидел, что в горах Ялты можно заниматься горнолыжным спортом, то рванул туда с группой единомышленников. В 70-е людей там было немного. Кроме нас на плато катались сотрудники киностудии, спасатели. Но все как-то сами по себе были. Пока не начали проводить "Праздник зимы" и не организовали горнолыжный клуб.  

Фото из семейного архива Павла Канцерова.