Украинец Андрей Ткачук с псевдонимом «Бродяга» стал чемпионом мира по суточному бегу. Во французском городе Альби он победил в ультрамарафоне, опередив ближайшего оппонента, норвежца Йо Инге Норума, на 9 километров! За 24 часа Андрей преодолел 294,062 км.
И это невероятное достижение. Его жизненная история достойна съемок кино – он ставит рекорды, несмотря на перенесенную серьезную болезнь сердца, которая, казалось бы, точно ставит крест на карьере. А еще «Бродяга» воевал на передовой, что здоровья тоже не прибавило. О мотивации, целях в жизни и взглядах на нее Андрей Ткачук рассказал Коротко про.
– Вы чемпион мира по суточному бегу. Что значит для вас это достижение?
- Осуществление одной из мечт.
– Как вам далось прохождение дистанции? В какие моменты было тяжелее всего? Как часто мозг говорил «остановись, хватит»? Что помогало найти в себе силы, чтобы бежать дальше?
– Такие старты всегда бывают сложными, и этот не стал исключением. Первый «кризис» наступил довольно быстро - уже на третьем часу бега. Дальше добавилось влияние достаточно высокой температуры, как для нашего климата в середине октября, а именно: +24 в тени. Надо было терпеть, пока солнце не спрячется на ночь. Иногда беспокоили мозоли на ногах. Но вообще удалось достаточно неплохо преодолевать дистанцию.
Когда мозг "устает", его можно расшевелить кофеином или другими спортивными энергетиками, периодически лил на голову 0,5 л холодной воды. Но после 20 часов старта уже устал достаточно сильно, и я начал бороться с желанием поспать. Кофеин к тому времени не помогал, ближайший соперник был достаточно далеко, и где-то с 22:20 с начала старта мне захотелось пойти пешком. И я пошел. После этого еще попытался перейти на бег, но ноги были категорически против этой опции. Так до самого финиша уже шел, особенно не беспокоясь за результат в километрах.
- Забег длиной в 24 часа – это больше психологическое испытание или физическое?
- Это баланс между физической и психологической готовностью двигаться 24 часа в том темпе, который тебя устраивает.
- Что чувствовали ваше тело и психика, когда было преодолено 24 часа бега? Какие это ощущения?
– Что дело сделано и победа одержана. Болельщики и члены других сборных поддерживали на протяжении всего забега, и в конце меня тоже приветствовали – ощущения в тот момент, конечно, были классными.
Первый на пьедестале – Андрей, второе место у норвежца, проигравшего украинцу 9 километров. Фото: instagram.com/brodiahaandrii
– Всю свою жизнь вы бегаете потрясающие дистанции. Что вам дает бег? Что это за чувство?
– Мне нравится бегать. Нравится чувствовать, как тело двигается в пространстве с помощью бега. Нравится заглядывать за предел своих возможностей... И нравится побеждать.
– Вы поставили множество рекордов, но какой для вас главный?
– Думаю, что его еще пока нет.
- Всю свою жизнь вы имели проблемы с сердцем. И при этом стали легендой в беге на длинные дистанции. Как вам это удалось? Вы объединили вещи, которые, на первый взгляд, объединить невозможно. Считаете ли вы, что вы тот человек, который доказал, что невозможно тоже возможно?
- Как раз наличие той проблемы само и подтолкнуло меня к длинным дисциплинам на выносливость, где результат особенно сильно не зависит от тех секунд или минут, которые ты тратил на стабилизацию своего пульса. Все это время я просто ходил по «тонкому льду» и балансировал между спортом и здоровьем. Убежден, что такое делать достаточно опасно для жизни любого человека, поэтому точно не посоветовал бы кому-то это повторять.
– Как спорт помогал вам в адаптации к армейским нагрузкам?
– В начале службы моей спортивной формы вполне хватало для повседневных военных будней. Но с каждым месяцем она терялась. Участие в ультрамарафонах еще и очень подготовило психологически к трудностям на фронте.
– Бег как элемент психологической реабилитации после увиденного на войне – насколько это хороший инструмент? Слышал, что многим действительно помогает переживать тяжелые моменты в жизни и на службе.
– И бег, и любая другая активность, которая поможет отвлечься от пережитого на войне, имеет право на существование как элемент психологической реабилитации. Здесь уже только дело вкуса и личных предпочтений, потому что кому-то больше нравится плавание, кому-то велосипед, другие находят покой в создании чего-то собственными руками и тому подобное.
– Вы присоединились к армии в один из самых страшных моментов этой войны, когда враг был уже под Киевом. Что вы тогда чувствовали, когда принимали такое решение?
- То, что будет новая и более серьезная активность на востоке, я ждал еще с осени 2016-го. В конце 2021-го и начале 2022-го это уже стало очевидно, поэтому я не зарегистрировался ни на один старт в 2022 году. И еще за неделю до 24 февраля пришел в свой ТЦК, чтобы узнать, возьмут ли меня в этот раз в армию, если что-нибудь начнется, или снова откажут, как в 2014-м... Масштаб вторжения в феврале 2022-го просто в разы превзошел мои ожидания - это и была главная неожиданность.
– Как служба в армии изменила вас?
– Нет, не вижу в себе никаких изменений, которые были бы связаны со службой в армии. Разве что в этот период, наконец, у меня была диагностирована моя врожденная проблема с сердцем и успешно прооперирована и ликвидирована. Это дало мне возможность более свободно и раскованно бегать. Возможно, начал больше наслаждаться жизнью и замечать какие-то приятные мелочи вокруг, что связано с военным опытом, когда твоя жизнь может закончиться в любой момент.
- Что мотивировало не сдаваться вам в те времена, когда вы были в ВСУ?
– Надо же было выполнять поставленные перед нами задачи. К счастью, у меня постоянно так складывалось, что в каких-то чрезвычайных или критических ситуациях я не оказывался. Поэтому не могу сказать, как бы все было при тех или иных обстоятельствах.
- Вы человек, увлекающийся историей. А значит, и знаете немало... Что, по-вашему, будет важным для нашей страны, когда война закончится?
- Важнейшим будет наконец-то избрать по-настоящему украинскую и патриотическую законодательную и исполнительную власть. Которой судьба страны будет действительно важна, а не очередных «гастарбайтеров» на пять следующих лет.
– О чем мечтаете сейчас?
- Если речь идет о личной мечте, а не коллективной (а она у всех украинцев сейчас одна), то о том, чтобы обновить мировой рекорд в беге на 24 часа.
На чемпионате победе Андрея (с бородой в центре) радовалась вся сборная Украины. Фото: instagram.com/brodiahaandrii
– Как человек, прошедший службу в армии, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние нашего общества?
- Наибольшей проблемой нашего общества является тотальное лицемерие, заключающееся, с одной стороны, в распространении дискредитирующих мобилизацию видео с одновременным «спасибо нашим защитникам». Этими противоречиями умело манипулирует враг, в то время как реальные защитники не вечны и требуют постоянной замены.
В стране достаточно мобилизационного ресурса для справедливой ротации: например, можно было бы мобилизовать новую волну в 2023 году, качественно научить ребят, чтобы заменить в 2024-м, воюющих с 2022-го. И так по кругу со следующими волнами.
То, что это не было сделано, это исключительно вопрос отсутствия политической воли нашего политического руководства и постоянное заигрывание с избирателями. «Купание в теплой ванне» электората бессмысленными заявлениями образца 2022-2023 годов: «война закончится через 2-3 недели», «ракет у москалей еще на 2-3 массированных удара», «экономика россии упадет через 2-3 месяца», «кофе и вино в Крыму». И гражданские думали, что нет смысла идти в армию, когда все вот-вот закончится.
Нежелание приводить мобилизационное законодательство в сознание, чтобы не потерять рейтинги. Постоянные коррупционные скандалы с отсутствием реального и строгого наказания для коррупционеров. Постоянные ИПСО кремля, четко играющие на этих темах и эмоциях большей части общества, не способного отличить фейк, сгенерированный ИИ, от реального видео или фото... Если коротко, то я это вижу так.
В армию спортсмен пошел добровольцем накануне полномасштабного вторжения. Фото: instagram.com/brodiahaandrii