Загрузить еще

"Черная пятница" в Украине: тренды, реальность скидок и советы покупателям

Фото: Pexels.com

Постепенно "черная пятница" благодаря американскому маркетингу превратилась в важное торговое событие, которое длится не один день, а несколько недель. В Украине есть свои локальные особенности, ведь после 3,5 лет полномасштабной войны поведение потребителей изменилось: в то время как одни в очередной раз «затянули пояса», другие, напротив, ждут возможности купить дорогие вещи подешевле.

Исследования и многочисленные обсуждения на форумах выделяют две тенденции на украинском потребительском рынке: с одной стороны - рост онлайн-продаж в течение промо-недели, с другой – высокий уровень недоверия к суперскидкам в "черные" дни. Из-за распространенной практики «искусственного ценообразования» важно поступать разумно: планировать крупные покупки заранее, проверять историю цен и пользоваться проверенными площадками.

Что будут покупать: лидеры спроса

По данным ритейлеров и маркетплейсов, лидеры спроса остаются почти неизменными:

  • электроника и гаджеты (смартфоны, ноутбуки, аксессуары);
  • товары для дома и техники;
  • товары ежедневного спроса (от корма для животных до бытовой химии);
  • услуги и путешествия.

По данным исследования агентства интернет-маркетинга Webpromo, востребованной категорией в "черную пятницу" становится бытовая техника и электроника. Исследование поведения украинцев в октябре-декабре за последние три года показывает, что в период скидок активно рос спрос на кофеварки, миксеры и другие мелкие гаджеты.

Топ-пятерка "горячих" категорий, по версии Webpromo, выглядит так:

  • бытовая электроника,
  • мелкая бытовая техника,
  • компьютерная техника,
  • игрушки,
  • детская одежда.

Традиционно 11 ноября – на Всемирный день шопинга – самые большие скидки предлагают китайские маркетплейсы Aliexpress и Temu, на которых активно покупают потребители со всего мира, в частности, украинские. Для ритейлеров это означает, что конкуренция за клиента начинается гораздо раньше фактического сезона распродаж.

Скидки: насколько они реальны

Спектр мнений о реальности предложенных скидок очень широк: от «большие скидки реальные – нужно хорошо искать» до «все это большая ложь». Но, вероятно, правильнее будет отойти от крайностей и сойтись на том, что все зависит от категории и продавца.

Все чаще покупатели сталкиваются с «искусственными скидками», когда продавец повышает цену за месяц-два до Black Friday, а затем снижает до прежнего уровня. Опрос Rakuten Viber в прошлом году выявил, что более 80% опрошенных пользователей не планируют покупки на "черную пятницу". Из них почти две трети (64%) совсем не верят в скидки в этот день.

Обсуждения на форумах и соцсетях показывают, что сегодня ничего не изменилось.

«Имею вопрос к украинскому бренду (…), – пишет пользователь Алина в популярной соцсети Threads. - Вы думаете, что это нормально на черную пятницу поднять намеренно цены и сделать «аля скидку»? И по факту цена остается практически такая же. Я очень хотела поддержать украинский бренд. И планировала купить именно у вас. Но если вы к своим клиентам относитесь как к «лохам», то поблагодарю вас. Закажу в другом магазине».

С Алиной согласны другие покупатели:

«Я не понимаю одного. Неужели владельцы брендов не понимают: когда девушке нравится вещь и скоро черная пятница, она будет ждать и будет добавлять ее во все закладки и делать скрины тех вещей, и, конечно, там будет видна разница тех цен».

Недовольны потенциальные покупатели и тем, что "черная пятница" сейчас длится неделями.

«Любимые бренды, черная пятница 28 ноября! Не имею ничего против того, чтобы начать за 2-3 дня, но не за 10! Я хочу посмотреть все предложения рынка, а не покупать у вас, потому что вы начали сейл 17 числа!».

«Черная пятница теперь не один день, а целый ноябрь. Каждый год самые сообразительные магазины начинают скидки первыми, понимая, что пока до них дойдет кошелек покупателя, там уже будет пусто».

Что до реальных скидок, то они действительно возможны, когда их инициирует производитель или когда сеть чистит склад. В этих случаях дисконт может быть существенным и прозрачным.

Больше положительных отзывов получает сфера услуг – индустрия красоты, туристические компании, страхование. Пользователи говорят, что именно здесь есть действительно классные предложения:

«Я думала, что черная пятница будет как всегда: все становится дороже, чем было, и нет смысла ничего покупать. Но! Я нашла такие скидки на продукты и услуги, что просто в шоке!».

Что стоит покупать, а каких покупок лучше избежать

Опытные покупатели говорят, что в "черную пятницу" имеет смысл покупать большие плановые покупки (телевизор, холодильник, стиральная машина). Если вы выбрали модель и мониторили цены минимум за два месяца до акции, Black Friday может быть вполне удобным временем для покупки. Но проверка истории цены является необходимым действием покупателя в современных условиях.

Гаджеты от известных брендов предыдущей модели также часто предлагаются по очень приятным ценам. А вот на огромную скидку на последнюю модель рассчитывать не стоит.

Настоящие выгодные предложения, как уже говорилось выше, обнаруживаются в сфере услуг – индустрия красоты, туризм, страхование.

Удобными покупками при реальной скидке будут товары с длительным сроком годности: корм для животных, бытовая химия, товары для дома.

Что касается покупок, которые не следует делать, то это прежде всего импульсивные покупки – обычно уже через пару дней человек сожалеет, что напрасно потратил деньги. Поэтому наш совет - писать списки, планировать покупки и покупать только действительно нужные вещи - актуален как всегда.

Конечно, нужно быть очень внимательными, чтобы не попасть на сомнительных продавцов или вообще на сайты-копии, ведь интернет-мошенничество активизируется именно во время крупных акций. Нужно использовать только проверенные площадки, изучать рейтинги, отзывы, страницы в соцсетях и никогда не делать переводы на карты частных лиц. Подробно о фишинге и других способах интернет-мошенничества мы писали здесь.

И избегайте "слишком хороших" предложений: если скидка кажется вам нереальной, скорее всего, это вам не кажется.