Загрузить еще

Очевидцы крушения: «Горящие люди кричали, но мы 
не смогли вытащить всех»

Очевидцы крушения: «Горящие люди кричали, но мы 
не смогли вытащить всех»
Фото: При ударе о землю «тушка» раскололась на несколько частей и загорелась. Фото: Тимур ХАНОВ

Михаил к ночи только добрался до телевизора, увалившись в кресло, щелкал пультом. Сначала даже не понял - в кино, что ли, взрыв так громко бахнул, то ли гром... Рванул к окну.

- Я даже до спальни добежать не успел, выводить хотел жену и сына, как совсем рядом что-то взорвалось так, что дом аж подбросило, - говорит, сбиваясь, Михаил. Руки у него до сих пор дрожат. - Семью во двор вывел... Было видно, что метрах в ста валяются обломки самолета, огонь. Какие-то куски железа мне весь огород разворотили. Люди там кричали. Соседи мужики туда уже бежали. Я тоже побежал. Вокруг обломки валялись, хвостовая часть - отдельно. Я вытащил женщину. С виду у нее травм не было, говорила она со мной нормально. Потом вернулся и взял на руки мужчину - вот он был весь в крови...

Первые сообщения о том, что пассажирский Ту-134 совершил под Петрозаводском жесткую посадку, появились около часа ночи по московскому времени. Потом по лентам информагентств полетели подробности: самолет рухнул прямо на дорогу, не дотянув до аэропорта около двух километров, работают спасатели, из Подмосковья в Карелию вылетел спецборт МЧС, выживших - всего восемь человек, погибших - больше сорока.


http://i.kp.ua/a/510x0/12650747.jpg

http://i.kp.ua/a/510x0/12650747.jpg

 
http://i.kp.ua/a/510x0/12650748.jpg

http://i.kp.ua/a/510x0/12650748.jpg

 

- Мы с товарищами вытащили женщину, но она уже была мертва. Потом нашли пилота. Пытались к фюзеляжу подобраться, но не смогли... Люди кричали: «Спасите! Помогите!» Но там такое пламя было, - рассказывает местный житель Евгений Ковалев. - Видел, что с другой стороны дороги людей спасали другие наши соседи, они и ребенка успели из огня вытащить. А потом огонь усилился, жар был такой, что не подступить.

Корреспонденты «Комсомолки» прибыли на место трагедии через час после катастрофы. Около упавшей «тушки» уже работали спасатели и пожарные (первые эмчеэсовцы прибыли уже через 7 минут после звонков местных жителей), спецтехника. Было видно, что упавший самолет буквально взрыл около двадцати метров асфальта трассы Петрозаводск - Суоярви. До жилых домов оставалось не более ста метров...

- Это было очень страшно, - признался замначальника караула пожарной части Иван Архипов. - Зрелище было жутким, что-то постоянно взрывалось, но с пожаром мы справились за тридцать минут.

Весь день накануне и до раннего утра в Карелии шел проливной дождь, ночью был туман. Первые версии, неофициально озвученные работавшими на месте крушения эмчеэсовцами, - борту не хватило керосина. Потом начали говорить, что пилоты могли принять огни автотрассы за взлетно-посадочную полосу. Строили свои версии и местные жители. Один из них, Владимир Лебедев, рассказал нам:

- Я работал лесником, разбираюсь в деревьях. На месте аварии деревья сломаны очень резко, то есть самолет падал под углом 45 градусов. Представьте, какой силы был удар...

Позже появилась информация, что самолет зацепился за линию электропередачи. Но мы видели сами - ЛЭП не пострадала. Версию, что взлетно-посадочная полоса не горела и самолет садился вслепую, никто официально не комментирует.

Около 3 часов ночи представитель карельского МЧС сообщил, что шестерых выживших отвезли в Республиканскую больницу Карелии, еще одного - в больницу скорой помощи, 10-летнего мальчика из Южно-Сахалинска - в Детскую республиканскую больницу, где ему уже сделали несколько операций. Глава Карелии Андрей Нелидов заявил, что семьям погибших выплатят по 1 миллиону рублей (около 250 тыс. грн.), по 500 тысяч (около 125 тыс. грн.) - родным раненых.

К утру тучи разошлись. На перекрытую трассу машины не пускали. В том числе и те, которые спешили в аэропорт, к московскому утреннему рейсу. Люди бросали авто и топали пешком... Аэропорт «Бесовец» (название-то какое! Впрочем, ничего мистического - просто так называется деревня, рядом с которой он расположен) имеет двойное назначение: с давних времен взлетно-посадочную полосу делят военные и гражданские (здесь дислоцируется 159-й гвардейский истребительный полк, укомплектованный самолетами Су-27). Кстати, это первая серьезная катастрофа здесь. Лет десять назад под Бесовцом разбился Су-27, но тогда летчики сумели катапультироваться и остаться в живых.

http://i.kp.ua/a/510x0/12650749.jpg

http://i.kp.ua/a/510x0/12650749.jpg

 
http://i.kp.ua/a/510x0/12650750.jpg

http://i.kp.ua/a/510x0/12650750.jpg

 

КОММЕНТАРИИ АВИАТОРОВ

Олег СМИРНОВ, президент Фонда содействия развитию гражданской авиации, заслуженный пилот СССР: «Надо искать причины, почему экипаж действовал так странно»

- Могу предположить, что механизмы самолета, двигатели работали нормально, погода была приемлемой, но самолет допустил «ныряние» под глиссаду, то есть снизился до недозволительно малой высоты. И здесь надо искать, почему экипаж действовал так странно. Можно сказать, безграмотно. Существует абсолютно четкое и понятное правило для авиаций всех стран мира: если на высоте принятия решения (в данном случае она была равна 60 метрам) не установлен надежный контакт со взлетно-посадочной полосой, то экипаж обязан, без вариантов, дать взлетный режим двигателям, убрать шасси и уйти на второй круг. Почему это не было сделано, установит комиссия.

Валентин ДУДИН, эксперт по авиационной безопасности: «Сейчас в гражданской авиации на первом месте прибыль»

- Во многих авиакомпаниях летчиками командуют люди, не имеющие ни летного образования, ни летного опыта. И поэтому они жмут на пилотов: ах, вот ушел на запасной аэродром - это ведь лишнее израсходованное топливо. У меня много товарищей, летающих в гражданской авиации. Так им аккуратно говорят наедине: раз ты такой осторожный, тогда будешь ждать, когда твоя очередь придет. То есть заграничные хорошие полеты им уже не светят. Раньше в нашей гражданской авиации какие были принципы? Первое - безопасность. Второе - регулярность. Третье - эффективность. А сейчас об этих трех компонентах давно не вспоминают. Сейчас на первом месте прибыль.

 

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Потерпевший катастрофу самолет Ту-134АК (бортовой номер RA-65691) эксплуатировался с мая 1980 года. Первые четыре года летал в правительственном авиаотряде. Затем был передан в другие авиакомпании: с 1984-го - в Волгоградском отделении «Аэрофлота» и других частных компаниях. В 2001 году был передан в лизинг Чебоксарскому авиапредприятию, но в том же году лайнер вернули в «Авиалинии Татарстана», где он летал до 2009 года, а затем до марта 2011-го находился на хранении. Последнее место работы - авиакомпания «РусЭйр».

За 31 год эксплуатации лайнер налетал 40 тысяч часов, совершил 25 тысяч посадок.

Ту-134 - один из самых массовых пассажирских самолетов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего с 1965 по 1984 год было построено 852 лайнера. 70 из них разбились.

Модификация Ту-134АК (как у разбившегося
в Карелии лайнера) отличалась салоном класса люкс и наличием второй двери со встроенным трапом. Выпускалась в основном для ВВС и правительственных перевозок.